Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Г. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.А. Репина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин В.А. Репин - инвалид вследствие общего заболевания, участник Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии (подпункт "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации просит признать не соответствующими статьям 2, 7, 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации подпункты "а" и "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в системной связи с его статьями 4, 14, 15, 17 и 23.1.
По мнению заявителя, этими нормами проводится неправомерное разграничение отдельных категорий участников Великой Отечественной войны - в зависимости от прохождения ими службы в военный период в действующей армии либо в тылу - и в связи с этим участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", в том числе ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, предоставляется меньший объем льгот и выплат по сравнению с инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны, принимавшими участие в боевых действиях. Так, у той категории участников Великой Отечественной войны, к которой принадлежит заявитель, отсутствует право на получение двух видов пенсий, предусмотренное статьей 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" в размере, определенном для инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, проходивших службу в военный период в действующей армии (1000 рублей).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов Великой Отечественной войны. При этом законодатель должен основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан.
Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а"-"ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), меры социальной поддержки которых предусмотрены статьями 15 и 17 данного Федерального закона и различаются по объему.
Установление законодателем различных мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, а также предоставление возможности получения одновременно двух видов пенсий не всем участникам войны из числа военнослужащих, а лишь проходившим военную службу в составе действующей армии свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, и основано на объективных критериях, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, Определения от 27 июня 2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-О). Такие различия не могут рассматриваться как направленные на противопоставление друг другу отдельных категорий участников войны, ущемление прав или умаление достоинства личности тех из них, кто указан в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 1997 года N 40-О, от 20 ноября 2003 года N 435-O, от 21 декабря 2006 года N 603-О и от 15 ноября 2007 года N 774-O-O).
3. Что касается статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", то в системной взаимосвязи с положениями пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, статьи 14 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" она не предполагает назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", являющимся инвалидами вследстви
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривалась конституционность норм, предусматривающих некоторые льготы и выплаты ветеранам Великой Отечественной войны (ВОВ).
По мнению заявителя, нормы неконституционны, т.к. предусматривают неправомерное разграничение отдельных категорий участников ВОВ - в зависимости от прохождения ими службы в военный период в действующей армии либо в тылу.
КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению и пояснил следующее. Федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер соцподдержки различных категорий ветеранов ВОВ. Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника ВОВ. Меры их соцподдержки различаются по объему. Установление законодателем различных мер соцподдержки участников ВОВ (в т.ч. предоставление возможности получения одновременно двух видов пенсий не всем участникам, а лишь проходившим военную службу в составе действующей армии) свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, и основано на объективных критериях.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. N 690-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Репина Василия Алексеевича на нарушение его конституционных прав подпунктами "а" и "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2, статьями 4, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона "О ветеранах"
Текст Определения официально опубликован не был