Решение Верховного Суда РФ от 9 февраля 2009 г. N ГКПИ08-2264
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N КАС09-106 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Г.Н. о признании недействующими абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 133, и пункта 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 245, установил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзаца шестого пункта 9.1" имеется в виду "абзац седьмой пункта 9.1 Типовых правил рыболовства"
в соответствии с абзацем шестым пункта 9.1 Типовых правил рыболовства пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца.
Пунктом 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна предусмотрено, что пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца.
Гражданин К.Г.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 28 июля 2005 г. N 133, и пункта 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 28 апреля 2007 г. N 245. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат действующему законодательству, изданы с превышением полномочий федерального органа исполнительной власти и нарушают права граждан.
В суде К.Г.Н. поддержал заявленные требования и пояснил, что Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в статье 26 содержит закрытый перечень, когда рыболовство может быть ограничено. Суда и другие плавсредства, не зарегистрированные в установленном порядке и не имеющие четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца, не могут быть отнесены к видам орудий добычи водных биоресурсов.
Представители заинтересованных лиц Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Б.А.В., Федерального агентства по рыболовству К.Е.С., П.Д.В., Е.Д.В., Минюста России М.Т.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют существующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав граждан на осуществление любительского рыболовства.
Выслушав объяснения К.Г.Н., представителей Минсельхоза России Б.А.В., Росрыболовства К.Е.С., П.Д.В., Е.Д.В., Минюста России М.Т.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 133 "Об утверждении Типовых правил рыболовства" зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2005 г., регистрационный номер 7002 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 38, 19 сентября 2005 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 245 "Об утверждении Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна" зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2007 г., регистрационный номер 9574 и опубликован в "Российской газете" N 122, 8 июня 2007 г.
Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемых актов) предусматривал, что типовые правила рыболовства и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (ч. 3 ст. 16).
На момент издания оспариваемых нормативных правовых актов таким органом исполнительной власти являлось Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. В соответствии Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 315, и Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 164, Минсельхоз России осуществлял нормативно-правовое регулирование в сфере рыболовства.
Правила рыболовства регламентируют деятельность пользователей, осуществляющих рыболовство водных биоресурсов. В соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в правилах рыболовства устанавливаются:
1) виды разрешенного рыболовства;
2) нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства;
3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства;
4) требования к сохранению водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.
В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования Типовые правила рыболовства запрещают пользователям водных биоресурсов осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца (абзац шестой пункта 9.1).
Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" содержит примерный перечень ограничений рыболовства (часть 1 статьи 26). Перечень не является исчерпывающим, поскольку в силу пункта 13 части 1 статьи 26 данного Федерального закона могут устанавливаться иные ограничения рыболовства, в соответствии с федеральными законами.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (статьи 33, 51), Кодекс внутреннего транспорта Российской Федерации (статьи 16, 17, 22) устанавливают обязательную регистрацию судов, предусматривая административную ответственность за нарушение правил регистрации судов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в случае управление судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений (статья 11.8).
Положения данной нормы воспроизведены в Типовых правилах рыболовства как требование к пользователям водными биоресурсами по ограничению рыболовства и не может рассматриваться как незаконное ограничение прав граждан на осуществление любительского рыболовства.
Типовые правила рыболовства устанавливают общие требования, предъявляемые к правилам рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Положения абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства воспроизведены в пункте 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна (приказ Минсельхоза России от 28 апреля 2007 г. N 245). Приведенные выше доводы о соответствии оспариваемых положений абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства действующему законодательству в равной мере относятся к пункту 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.
Следовательно, доводы заявителя о незаконном введении федеральным органом исполнительной власти ограничений любительского рыболовства в виде запрета на использование судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца, являются несостоятельными.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права граждан на осуществление любительского рыболовства, заявление К.Г.Н. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление К.Г.Н. о признании недействующими абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 133, и пункта 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 245, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 9 февраля 2009 г. N ГКПИ08-2264
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N КАС09-106 настоящее решение оставлено без изменения