Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N КАС08-716
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Артинтел" о признании недействующим Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 г. N 37,
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года, которым отказано в удовлетворении заявленного требования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения представителя ЗАО "Артинтел" Щ.Д.Ю., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Г.А.П. и Ш.В.П., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 22 марта 2007 г. N 9133 и официально опубликован в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 16, 16.04.2007 г.
ЗАО "Артинтел" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Положения, ссылаясь на то, что ни действующим на момент издания приказа, ни действующим в настоящее время законодательством Российской Федерации, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору не предоставлено право устанавливать и контролировать порядок подготовки и аттестации руководителей, специалистов поднадзорных организаций по вопросам промышленной безопасности. Заявитель указал также, что оспариваемое Положение нарушает его права и свободы, создает дополнительные производственные трудности по отрыву от прямых производственных обязанностей работников предприятия для участия в квалификационных экзаменах, в результате чего он несет не предусмотренные сметами расходы, в т.ч. связанные с оплатой рабочего времени.
Верховный Суд Российской Федерации вынес указанное решение.
В кассационной жалобе ЗАО "Артинтел" просит об отмене судебного решения, считая его незаконным. При этом заявитель указал, что на момент регистрации оспоренного акта в Министерстве юстиции РФ, а также на день рассмотрения настоящего дела в суде, отсутствует законодательное урегулирование по вопросу установления порядка подготовки и проведения аттестации в области промышленной безопасности, а также порядка подготовки и проведения такой аттестации. В судебном заседании суда первой инстанции, как указал заявитель, не было представлено ни одного правого акта, который бы предоставлял Ростехнадзору право осуществлять нормативно-правовое регулирование в указанной области.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов регулирует Федеральный закон от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон).
Данным Федеральным законом установлено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (статья 1); к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях (пункт 1 статьи 6); организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. Работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности (статья 9).
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (в редакции от 14.12.2006 г. N 767, действовавшей на момент принятия оспариваемого Положения) утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласно которому Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности (пункт 1).
В соответствии с Положением (в названной редакции) Федеральная служба на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (подпункт 5.2.15); проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности (подпункт 5.3.8); согласовывает квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии (подпункт 5.3.9.1).
В связи с изложенным довод кассационной жалобы о том, что у Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отсутствовали полномочия по изданию оспоренного акта, необоснован.
Суд первой инстанции правильно указал, что отсутствие в Положении прямого указания о праве Федеральной службы устанавливать и контролировать порядок обучения и проверки знаний, на что ссылался заявитель, не препятствует принятию нормативного акта по собственной инициативе. В соответствии с пунктом 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1009 (с изменениями и дополнениями), нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
По изложенным мотивам Кассационная коллегия не может согласиться с доводом в кассационной жалобе о том, что после утверждения Правительством РФ от 30 июля 2004 года N 401 Положения "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" названная служба не вправе была осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование.
Таким образом, Федеральная служба вправе по собственной инициативе принять нормативный правой акт по вопросам, относящимся к ее ведению.
Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 года N 404 полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере промышленной безопасности переданы Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в ведении которого находится Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. В соответствии с Положением (в редакции постановления Правительства РФ от 29.05.2008 года N 404) Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности (пункт 1).
Оспариваемый нормативный правовой акт не отменен.
Отсутствие в настоящее время нового правового акта, регулирующего те же правоотношения, не свидетельствует о незаконности ранее принятого правого акта - специально уполномоченным (на день его принятия) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В соответствии со ст.ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый нормативный акт принят компетентным федеральным органом исполнительной власти. Обязанность проведения подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности установлена Федеральным законом (статья 9), само по себе утвержденное Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит и, следовательно, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Артинтел" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N КАС08-716
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)