Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N КАС09-27
См. также Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2010 г. N КАС09-27
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р.Г.Н. о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам,
по кассационной жалобе Р.Г.Н. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в изданиях "Российская газета", N 115, 01.06.2006 г., "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006 г., N 23, ст. 2501.
Согласно пункту 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (п/п. "а");
для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к указанным Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам (п/п. "б").
В подпунктах 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам приведены формулы корректировки размера платы за отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение.
Р.Г.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, в части, предусматривающей корректировку размера платы исполнителем.
В подтверждение требования указала, что оспариваемые положения противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации, который предусматривает изменение размера оплаты за коммунальные услуги лишь при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в соответствии с п/п. 3, 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Корректировка размера платы за коммунальные услуги по иным основаниям противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и нарушает ее право оплачивать коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и вынесении нового об удовлетворении ее требований, просит в кассационной жалобе Р.Г.Н., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд первой инстанции, проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта, сопоставив их с требованиями действующего федерального законодательства, регулирующего рассматриваемые в данном деле правоотношения, пришел к правильному выводу, о том, что они не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах компетенции предоставленной Правительству Российской Федерации и не нарушают прав заявителя как потребителя.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном Федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
В силу части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемые положения Правил, устанавливающие, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление, за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в жилом помещении многоквартирного дома корректируется исполнителем в соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам не противоречат приведенным нормам законодательства, устанавливающим, что наймодатель и управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещении и коммунальные услуги, который рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.
Правильным является вывод суда о том, что поскольку тарифы, являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
В подтверждение этого вывода, суд первой инстанции обоснованно сослался на положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусматривающих, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено Федеральным законом.
Утверждения в кассационной жалобе о том, что оспариваемые положения Правил, по мнению заявителя, вынуждают потребителей, у которых нет приборов учета, оплачивать коммунальные услуги по иным нормам, не установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, тем самым поставив ее в неравное положение по отношению к потребителям, имеющим приборы учета, ошибочны. Оспариваемые положения Правил каких-либо норм определяющих по иному порядок платы за коммунальные услуги, чем это установлено нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, не устанавливают, и распространяются на всех потребителей, не имеющих прибора учета.
Довод в кассационной жалобе о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значения для дела, несостоятелен. Суд, проанализировав нормы Федерального закона, правильно истолковал смысл оспоренного нормативного правового акта, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые заявителем положения Правил не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации, и не нарушают прав заявителя как потребителя.
Принятое судом решение соответствует нормам материального права, правильно примененными и истолкованными судом, оснований предусмотренных статьей 362 ГПК РФ для отмены его в кассационном порядке, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Р.Г.Н. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N КАС09-27
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)