Решение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. N ГКПИ08-1959
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N КАС09-2 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Д.Н. о признании частично недействующим пункта 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282, установил:
в соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в пункте 1 данной Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, командиров воинских частей, учреждений внутренних войск МВД России, а выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года - факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения.
С.Д.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 3 Инструкции, предусматривающего фактическое (непосредственное) участие в контртеррористических операциях как основание для выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Заявитель ссылается на то, что ни Федеральный закон "О ветеранах", ни Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 не требуют фактического (непосредственного) участия в котртеррористических операциях. Оспариваемые положения нормативного правового акта ограничивают права военнослужащих, в том числе и заявителя, которые направлялись в районы боевых действий, контртеррористических операций для выполнения боевых задач на территории Чеченской Республики, в признании их ветеранами боевых действий, изданы МВД России с превышением полномочий, предоставленных федеральному органу исполнительной власти.
Заявитель С.Д.Н. извещен о времени и месте судебного заседания, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц МВД России Б.Ю.Д., И.С.В., Минюста России М.В.И. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что прохождение службы на территории Северо-Кавказского региона не является основанием для получения удостоверения ветерана боевых действий, а необходимо участие в контртеррористических операциях. Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, поскольку предусматривают в качестве основания для выдачи удостоверения выполнение задач в ходе контртеррористических операций, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав ветеранов.
Выслушав объяснения представителей МВД России Б.Ю.Д., И.С.В., Минюста России М.В.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ К.В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 г. N 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (действует в редакции Приказа МВД России от 15 ноября 2005 г. N 925).
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2004 г., регистрационный номер 5815 и опубликован в "Российской газете" N 119, 08.06.2004, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 24, 14.06.2004.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов, предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации (статья 28).
Во исполнение данной нормы Федерального закона Правительство Российской Федерации издало Постановление от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", которым утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения боевых действий. Названная Инструкция предусматривает, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации по заявлениям, подаваемым в эти органы (пункт 2).
МВД России установило такой порядок, утвердив Инструкцию о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Федеральный закон "О ветеранах" в статье 3 определяет категории ветеранов, которым предоставляются меры социальной поддержки. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года Федеральным законом "О ветеранах" отнесено к боевым действиям (приложение к Федеральному закону).
Таким образом, Федеральный закон к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, которые принимали участие в боевых действиях, каковыми также признаются выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции. Из содержания данного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
Предусмотренный пунктом 3 Инструкции в качестве основания для выдачи удостоверения ветерана боевых действий документально подтвержденный факт выполнения военнослужащими внутренних войск МВД задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года, соответствует действующему законодательству и не нарушает права ветеранов боевых действий.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд российской Федерации решил:
заявление С.Д.Н. о признании частично недействующим пункта 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. N ГКПИ08-1959
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N КАС09-2 настоящее решение оставлено без изменения