Решение Верховного Суда РФ от 25 июня 2008 г. N ВКПИ08-41
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И.Н.С. о признании противоречащими закону п.п. 2 и 13 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, установила:
И.Н.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше заявлением, в котором оспорила законность пунктов 2 и 13 названной Инструкции, полагая, что данные положения указанного нормативного правового акта противоречат ст.ст. 2, 3, 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст.ст. 1, 2, 5, 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса РФ и нарушают ее право на жилище, поскольку являются неконкретными и производными от действовавшего в 2000 году Жилищного кодекса РСФСР.
В возражениях на заявление представители Министра обороны РФ М.И.И., Ч.А.Н., полагая, что указанные в заявлении И.Н.С. пункты 2 и 13 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, не противоречат действующему законодательству, просили суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
В связи с ходатайством заявителя гражданское дело, с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, рассмотрено в отсутствие И.
Представители Министра обороны Российской Федерации М.И.И. и Ч.А.Н. требования И. в суде не признали и просили отказать в удовлетворении заявления, пояснив при этом, что доводы заявителя необоснованны.
Выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации М.И.И. и Ч.А.Н., исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение старшего военного прокурора 4 Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б.В.И., полагавшего необходимым заявление И. оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 5 ЖК РФ, федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими Федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. При этом пункт 6 статьи 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены Федеральным законом, указами Президента РФ, также относит к компетенции органов государственной власти РФ.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082) это министерство осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов Федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности и в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Министерство обороны РФ также осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.
Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны РФ права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации.
Именно во исполнение представленных на законодательном уровне полномочий Министр обороны РФ издал приказ от 15 февраля 2000 года N 80, зарегистрированный в Минюсте РФ 7 июня 2000 года за N 2260, утвердив Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Анализ содержания норм данной Инструкции позволяет прийти к выводу о том, что они, вопреки мнению заявителя, регулируют вопросы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в строгом соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.
В частности, пунктом 1 статьи 15 этого закона предусмотрено, что военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно пункту 13 этой же статьи, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Приведенные положения Федерального закона дословно воспроизводятся соответственно в пунктах 2 и 13 Инструкции, что не позволяет признать обоснованными доводы заявителя об их незаконности.
Утверждение заявителя о том, что указанные им пункты Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации противоречат и предписаниям статей 2, 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также статьям 1, 2, 5, 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса РФ, является беспредметным, поскольку нормы этих законов в прямой постановке правовые отношения, вытекающие из вопросов обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходивших военную службу и проживающих в закрытых военных городках, не регулируют.
Изучение же доводов заявления показало, что именно факт необеспечения И.П.В. - мужа заявительницы, ранее проходившего военную службу в режимной воинской части и оставшегося проживать вместе с семьей в закрытом военном городке, послужило основанием для обращения его жены в Верховный Суд Российской Федерации с требованиями о признании недействующими пунктов 2 и 13 Инструкции, препятствующих, по мнению заявителя, реализации его жилищных прав.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ решила:
в удовлетворении заявления И. о признании п.п. 2 и 13 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, противоречащими статьям 2, 3, 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и статьям 1, 2, 5, 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ), - отказать.
Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 25 июня 2008 г. N ВКПИ08-41
Текст решения официально опубликован не был