Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2009 г. N ГКПИ08-2223
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 марта 2009 г. N КАС09-82 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.Г.Ф., Т.В.М. об оспаривании пунктов 6.1, 7.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27, установил:
постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27 утверждено Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (далее - Положение).
Согласно подпункту 3.4.1 пункта 3.4 Положения анкета зарегистрированного физического лица должна содержать следующие данные: фамилия, имя, отчество; гражданство; вид, номер, серия, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность, а также наименование органа, выдавшего документ; год и дата рождения; место проживания (регистрации); адрес для направления корреспонденции (почтовый адрес); образец подписи владельца ценных бумаг.
Кроме того, для всех зарегистрированных лиц анкета должна содержать: категорию зарегистрированного лица (физическое или юридическое лицо); идентификационный номер налогоплательщика (при наличии); форму выплаты доходов по ценным бумагам (наличная или безналичная форма); при безналичной форме выплаты доходов - банковские реквизиты; способ доставки выписок из реестра (письмо, заказное письмо, курьером, лично у регистратора).
Абзацем 9 пункта 6.1 Положения предусмотрено, что в случае непредоставления зарегистрированными лицами информации об изменении данных, предусмотренных подпунктом 3.4.1 пункта 3.4 Положения, или предоставления ими неполной или недостоверной информации об изменении указанных данных регистратор не несет ответственности за причиненные в связи с этим убытки.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7.2 Положения в случае изменения информации о зарегистрированном лице последнее должно вновь предоставить регистратору полностью заполненную анкету зарегистрированного лица. В случае изменения имени (полного наименования) зарегистрированное лицо также обязано предъявить подлинник или предоставить нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт такого изменения.
Т.Г.Ф. и Т.В.М. обратились в Верховный Суд Российской Федерации в заявлением, в котором просили признать недействующими:
абзац 9 пункта 6.1 Положения в части освобождения регистратора от ответственности при непредставлении зарегистрированным лицом информации об изменении любых данных анкеты;
первое предложение абзаца 2 пункта 7.2 Положения в части обязанности зарегистрированного в реестре лица представить регистратору новую анкету при любых изменениях информации о данном лице.
В заявлении указано, что Положение в оспариваемой части противоречит пункту 5 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах", возлагающему на зарегистрированное лицо лишь обязанность сообщить информацию об изменении своих данных, которыми в силу статей 19 и 20 Гражданского кодекса Российской Федерации являются имя и место жительства гражданина.
В судебном заседании Т.Г.Ф., представляя также интересы Т.В.М., поддержал заявленное требование и просил о его удовлетворении, пояснив, что оспариваемые предписания Положения нарушают права заявителей на получение выписки из реестра акционеров и оформление передаточного распоряжения при продаже акций.
Представитель Федеральной службы по финансовым рынкам М.А.В. требование заявителей не признал, ссылаясь на то, что оспариваемое Положение принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти во исполнение Федеральных законов, не нарушает их прав и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения Т.Г.Ф., представителя заинтересованного лица М.А.В. и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., просившей отказать заявителям в удовлетворении требования, суд находит, заявление Т.Г.Ф. и Т.В.М. не подлежащим удовлетворению по основаниям.
Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон).
Вопросы ведения реестра владельцев ценных бумаг регулируются статьей 8 Закона.
Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Названной деятельностью имеют право заниматься только юридические лица. Лица, ее осуществляющие, именуются держателями реестра (регистраторами).
Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
Система ведения реестра владельцев ценных бумаг должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений. Реестр владельцев ценных бумаг - это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг (абзацы первый - третий, пятый, шестой и восьмой пункта 1 статьи 8).
По смыслу приведенных положений под порядком ведения реестра владельцев ценных бумаг следует понимать деятельность по сбору, фиксации, обработке, хранению и предоставлению данных, совокупность которых обеспечивает идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяет получать и направлять информацию указанным лицам.
Согласно пункту 5 статьи 42 Закона федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Пунктом 1 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 1009 и действовавшего на момент утверждения оспариваемого Положения, предусматривалось, что данная комиссия (ФКЦБ России) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
Следовательно, ФКЦБ России имела полномочия на утверждение оспариваемого нормативного правового акта.
С доводами заявителей о незаконности оспариваемых предписаний Положения суд согласиться не может.
Обязанность зарегистрированного лица сообщить регистратору об изменении информации о данном лице предусмотрена первым предложением пункта 5 статьи 44 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон), в котором определено, что лицо, зарегистрированное в реестре акционеров общества, обязано своевременно информировать держателя реестра акционеров общества об изменении своих данных. При этом законодателем не урегулировано, в какой форме это лицо обязано предоставить указанную информацию.
Учитывая, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг наделен полномочиями по установлению обязательных требований к порядку ведения реестра, он вправе был предусмотреть, что в случае изменения информации о зарегистрированном лице последнее должно вновь предоставить регистратору полностью заполненную анкету зарегистрированного лица. С учетом изложенного оспариваемое предписание абзаца 2 пункта 7.2 Положения не противоречит пункту 5 статьи 44 Федерального закона, который не подразделяет данные о зарегистрированном лице на основные и второстепенные, как указывают заявители.
Отсутствуют основания для признания недействующим в оспариваемой части и абзаца 9 пункта 6.1 Положения, поскольку он соответствует второму предложению пункта 5 статьи 44 Федерального закона, закрепляющему, что в случае непредставления лицом, зарегистрированным в реестре акционеров, информации об изменении своих данных общество и регистратор не несут ответственности за причиненные в связи с этим убытки.
По смыслу приведенной нормы общество и регистратор освобождаются от ответственности при любом непредставлении зарегистрированным лицом информации об изменении его данных, повлекшем причинение убытков. Поскольку в случае предоставления неполной информации имеет место непредставление информации, указание в оспариваемом пункте 6.1 Положения на освобождение регистратора от ответственности за убытки, причиненные зарегистрированному лицу в связи с таким непредставлением информации, не противоречит закону.
Утверждение заявителей о том, что указанные в пункте 5 статьи 44 Федерального закона данные лица, зарегистрированного в реестре акционеров общества, включают в себя только имя и место жительства гражданина, опровергается содержанием данной нормы, в которой такое определение отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона в реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Содержащийся в реестре необходимый перечень сведений о каждом зарегистрированном лице должен обеспечивать полную идентификацию владельцев ценных бумаг, в связи с чем не может ограничиваться включением в него только имени и места жительства гражданина. Этим и обусловлено включение в анкету зарегистрированного лица иных данных о нем.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Т.Г.Ф. и Т.В.М. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2009 г. N ГКПИ08-2223
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 марта 2009 г. N КАС09-82 настоящее решение оставлено без изменения