Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N КАС09-106
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Г.Н. о признании недействующими абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 133, и пункта 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 245,
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2009 года, которым в удовлетворении заявления К.Г.Н. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения представителя Министерства сельского хозяйства РФ Д.Л.Г., Федерального агентства по рыболовству Г.В.В. и П.Д.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 133 "Об утверждении Типовых правил рыболовства" зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2005 г., регистрационный номер 7002 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 38, 19 сентября 2005 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 245 "Об утверждении Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна" зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2007 г., регистрационный номер 9574 и опубликован в "Российской газете" N 122, 8 июня 2007 г.
В соответствии с абзацем шестым пункта 9.1 Типовых правил рыболовства пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца.
Пунктом 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна предусмотрено, что пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца.
К.Г.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании вышеуказанных положений правовых норм недействующими, ссылаясь на их противоречие действующему законодательству, в частности, ст. 26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", содержащей перечень на ограничения в сфере рыболовства. По мнению заявителя, введение запрета на вылов водных биоресурсов с незарегистрированного в установленном порядке судна или плавсредства нарушает его права, как гражданина, занимающегося любительским рыболовством.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2009 года в удовлетворении заявления К.Г.Н. отказано.
В кассационной жалобе К.Г.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права. При этом К.Г.Н. указал, что установление Минсельхозом России ограничений рыболовства в оспариваемых пунктах Типовых правил рыболовства и Правилах рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна является ничем не обоснованным, излишним ограничением в сфере сохранности, рационального использования биоресурсов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемые (в части) нормативные правовые акты приняты Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в пределах предоставляемых ему законом (на день издания оспариваемых правовых актов) полномочий, оспоренные положения федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, следовательно, прав заявителя не нарушают.
В частности, в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 315, и Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 164, Минсельхоз России осуществлял нормативно-правовое регулирование в сфере рыболовства.
Правила рыболовства регламентируют деятельность пользователей, осуществляющих рыболовство водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в правилах рыболовства устанавливаются:
1) виды разрешенного рыболовства;
2) нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства;
3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства;
4) требования к сохранению водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.
Типовые правила рыболовства запрещают пользователям водных биоресурсов осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца (абзац шестой пункта 9.1).
Суд первой инстанции тщательно проверил доводы заявителя о незаконности установления таких ограничений и пришел к правильному выводу о несостоятельности этих доводов.
Перечень ограничений рыболовства, определяемый в ст. 26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", не является исчерпывающим, поскольку пунктом 13 части 1 статьи 26 данного Федерального закона установлено, что могут устанавливаться и иные ограничения рыболовства, в соответствии с Федеральными законами.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (статьи 33, 51), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (статьи 16, 17, 22) устанавливают обязательную регистрацию судов, предусматривая административную ответственность за нарушение правил регистрации судов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в случае управления судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений (статья 11.8).
Положения данной нормы воспроизведены в Типовых правилах рыболовства как требование к пользователям водными биоресурсами по ограничению рыболовства, что не может рассматриваться как незаконное ограничение прав граждан на осуществление любительского рыболовства.
Типовые правила рыболовства устанавливают общие требования, предъявляемые к правилам рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Положения абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства воспроизведены в пункте 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна (Приказ Минсельхоза России от 28 апреля 2007 г. N 245). Приведенные выше доводы о соответствии оспариваемых положений абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства действующему законодательству в равной мере относятся к пункту 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.
Рассматриваемые ограничения рыболовства в виде запрета добычи (вылова) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца, соответствуют п. 13 ст. 26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Довод кассационной жалобы о том, что рассматриваемые ограничения не имеют никакого отношения к сфере рыболовства, несостоятелен. Как пояснил в суде первой инстанции представитель Минсельхоза России Б.А.В., закрепление вышеуказанных положений имело цель обеспечить безопасность мореплавания и рыболовства, поскольку вылов рыбы с незарегистрированного, не имеющего номерных знаков судна, не позволяет произвести его идентификацию и, следовательно, может повлечь за собой увеличение случаев браконьерства и других правонарушений в сфере рыболовства.
Рассматриваемые ограничения были введены в целях рационального использования водных биоресурсов и их сохранения.
Таким образом Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, издавшее оспоренные нормативные правовые акты, выполнило требование статьи 249 ГПК РФ не только в части доказывания законности положений актов, но и в части обстоятельств, послуживших основанием для их принятия.
Суд первой инстанции проверил все доводы заявителя и отверг их по мотивам, изложенным в решении. Установив, что предусмотренных ч. 2 ст. 253 ГПК РФ оснований для признания недействующими в оспариваемой части пунктов оспоренных нормативно-правовых актов не имеется, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К.Г.Н. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовые правила рыболовства запрещают добычу (вылов) водных биоресурсов с незарегистрированных плавсредств, не имеющих на борту четко нанесенных опознавательных знаков. Согласно Правилам рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна не допускается любительское и спортивное рыболовство с таких плавсредств.
Кассационная коллегия ВС РФ оставила без изменения решение первой инстанции, не удовлетворившей заявление о признании недействующими приведенных выше норм, и указала следующее.
Перечень ограничений рыболовства, установленный Федеральным законом о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, не является исчерпывающим. Следовательно, оспоренные нормы не противоречат этому закону.
Кроме того, ст. 11.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за управление судном, которое не зарегистрировано, не прошло техосмотр либо не имеет бортовых номеров или обозначений. Это положение КоАП РФ воспроизведено в Типовых правилах рыболовства как требование к пользователям водными биоресурсами, что не может считаться незаконным ограничением прав граждан.
Соответствующие запреты введены в целях рационального использования и сохранение водных биоресурсов.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N КАС09-106
Текст определения официально опубликован не был