Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2009 г. N 51-Г08-33
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Алтайского краевого Законодательного Собрания на решение Алтайского краевого суда от 20 ноября 2008 года, которым удовлетворено заявление прокурора Алтайского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Алтайского края от 12 июля 2005 года N 54-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Алтайского края от 12 июля 2005 года N 54-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях".
В обоснование требований сослался на то, что полномочия по формированию административных комиссий не входят в число государственных полномочий субъекта Российской Федерации, которые могут быть переданы органам местного самоуправления.
Решением Алтайского краевого суда от 20 ноября 2008 года заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Алтайское краевое Законодательное Собрание просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен перечень вопросов, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 этой же статьи законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2, за исключением, в частности, подпункта 39 настоящей статьи (установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления) с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 26.3 Закона указанный перечень не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 настоящей статьи.
Таким образом, данная норма содержит исчерпывающий перечень полномочий по вопросам совместного ведения, которые субъект Российской Федерации может передавать органам местного самоуправления, в который вопросы создания и образования административных комиссий не входят.
Пунктом 4 части 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Возможности передачи субъектом Российской Федерации полномочий по созданию административных комиссий органам местного самоуправления Федеральный закон не предусматривает.
Следовательно, является обоснованным утверждение суда о том, что полномочия по созданию административных комиссий исключены из числа полномочий, которые могут быть переданы субъектом Российской Федерации для осуществления органам местного самоуправления.
Подобная правовая позиция отражена и в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в соответствии с которой субъекты Российской Федерации не вправе передавать органам местного самоуправления государственные полномочия по образованию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах решение суда о признании Закона Алтайского края от 12 июля 2005 года N 54-ЗС недействующим в полном объеме следует признать законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы Алтайского краевого Законодательного Собрания направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 56, 67, 249 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 20 ноября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Алтайского краевого Законодательного Собрания - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2009 г. N 51-Г08-33
Текст определения официально опубликован не был