Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 апреля 2009 г. N КАС09-160
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И.В.С. о признании недействующим пункта 9 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года N 535,
по кассационной жалобе И.В.С. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Ш.О.Н., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, установила:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года N 535 утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - Классификации и критерии).
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 сентября 2005 г. N 6998, опубликован в "Российской газете" N 210, 21 сентября 2005 г., "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 38, 19 сентября 2005 г.
Пунктом 9 Классификаций и критериев установлено, что оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
И.В.С. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим вышеназванного пункта 9 Классификаций и критериев.
В подтверждение требования указал, что до февраля 2007 года он признавался имеющим родовую травму со стойкими умеренными (2 степень) расстройствами функций организма, в частности ограничение способности к самообслуживанию 1 степени и ограничение способности к трудовой деятельности 1 степени, в связи с чем ему была установлена III группа инвалидности - инвалид с детства с отметкой о наличии противопоказаний к тяжелому физическому труду, труду с нагрузками на левую руку. На основании оспариваемого пункта при прохождении переосвидетельствования ему было отказано в определении ограничения способности к трудовой деятельности, поскольку он не имеет профессии и был лишен статуса инвалида. Пункт 9 Классификаций и критериев ограничивает оценку показателей способности к трудовой деятельности рамками определенной профессии, чем нарушает право освидетельствуемых на полную оценку социальных последствий расстройства здоровья, вытекающих из статей 1 и 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Верховным Судом Российской Федерации 10 февраля 2009 года постановлено решение об отказе в удовлетворении заявления. В кассационной жалобе И.В.С. просит об его отмене, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый заявителем пункт 9 Классификаций и критериев не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя. Классификации и критерии приняты Министерством здравоохранения и социального развития в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Классификации и критерии разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" утверждение Классификации и критерии, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы поручено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и с участием всероссийских общественных объединений инвалидов.
В связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", пунктом 2 которого Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием всероссийских общественных объединений инвалидов поручено разработать и по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации утвердить названные Классификации и критерии, Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 965 утратило силу.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Поэтому, как правильно указал суд в решении, Классификации и критерии утверждены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в пределах предоставленных ему Правительством Российской Федерации полномочий.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ установлено, что инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Согласно статье 7 приведенного Федерального закона медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.
Исходя из положений вышеназванного Федерального закона, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оценка ограничения способности к трудовой деятельности определяется исходя из способности человека обучаться и заниматься трудовой деятельностью, а также анализа профессиональных данных. При этом полная утрата умений и навыков, специальных профессиональных знаний не обязательно влечет утрату способности к трудовой деятельности вообще.
Условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким р
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривалась законность нормы, в силу которой при медико-социальной экспертизе граждан оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
По мнению заявителя, данная норма ограничивает оценку показателей способности к трудовой деятельности рамками определенной профессии, чем нарушает право освидетельствуемых на полную оценку социальных последствий расстройства здоровья.
Кассационная коллегия ВС РФ сочла норму законной и пояснила следующее.
В силу законодательства оценка ограничения способности к трудовой деятельности определяется исходя из способности человека обучаться и заниматься трудовой деятельностью, а также анализа профессиональных данных. При этом полная утрата умений и навыков, специальных профессиональных знаний не обязательно влечет утрату способности к трудовой деятельности вообще. Условиями признания гражданина инвалидом являются нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности; необходимость в мерах соцзащиты, включая реабилитацию. При оценке способности к трудовой деятельности применяются определенные показатели, дающие возможность установить наличие способности трудиться вообще, в т. ч., выполнять неквалифицированные работы, безотносительно к какой-либо трудовой деятельности, требующей профессиональных знаний, умений и навыков.
Таким образом, оспариваемая норма, вопреки мнению заявителя, не устанавливает запрета на ограничение способности к трудовой деятельности лицам, не имеющим профессиональных знаний, умений и навыков, и не противоречит закону.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 апреля 2009 г. N КАС09-160
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)