Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 июня 2015 г. по делу N 33-2906/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Паршиной С.В., Перовой Т.А.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
при секретаре Рыбиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению Пегова А.П. к Саратовской городской Думе, администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконными п. 1 примечания к таблице 5.5 решения Саратовской городской Думы от 6 февраля 2014 года N 32-361 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в части установления запрета на новое капитальное строительство индивидуального жилого дома в зоне Ж-2, в части разрешения однократной реконструкции жилого дома с увеличением площади застройки не более, чем на 40% от существующей, распоряжения администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18 марта 2014 года N 103-р в части, уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство N 01-02-20/735 от 18 июля 2014 года в части запрета нового строительства, о признании права на восстановление жилого дома в безопасных точках, по апелляционным жалобам Пегова А.П. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 6 ноября 2014 года, дополнительное решение Волжского районного суда г. Саратова от 15 января 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения Пегова А.П., представителя Саратовской городской Думы Чесноковой С.Ю., представителя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Животиковой Ю.О., заключение прокурора Савиной С.В., изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
установила:
Пегов А.П. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просил суд (с учетом уточнения исковых требований):
признать не соответствующим закону п. 1 примечания к таблице 5.5 решения Саратовской городской Думы от 6 февраля 2014 года N 32-361 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" в части установления запрета на новое капитальное строительство индивидуального жилого дома в зоне Ж-2 в отношении земельного участка площадью 136 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> В, а также в части разрешения однократной реконструкции для индивидуального жилого дома в зоне Ж-2 с увеличением площади застройки не более чем на 40% от существующей, включая холодные пристройки;
признать незаконным распоряжение администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18 марта 2014 года N 103-р в части отсутствия на чертеже градостроительного плана места допустимого размещения объекта капитального строительства и отсутствия заполненных п. 2.2; п. 2.2.1; п. 2.2.2; п. 2.2.5, обязав администрацию муниципального образования "Город Саратов" устранить допущенные нарушения, заполнить недостающие разделы градостроительного плана;
признать незаконным уведомление от <дата> об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 136 кв. м с кадастровым номером N от <дата> N в части запрета нового строительства;
признать за ним право на восстановление индивидуального жилого дома в безопасном месте в точках с координатами N
признать за ним право на получение градостроительного плана земельного участка с информацией, необходимой для проектирования и строительства индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 136 кв. м с кадастровым номером N расположенного по адресу: <адрес>В.
В обоснование требований истец указал, что является собственником земельного участка и расположенного на нем одноэтажного жилого дома по адресу: <адрес> В. Одна стена дома примыкает к памятнику культурного наследия, находящегося по адресу: <адрес> (литера Б). В процессе разработки проектной документации по реконструкции жилого <адрес> В с учетом экспертных рекомендаций Пегов А.П. принял решение о необходимости сноса дома и его новом строительстве в более безопасном месте, на объекте незавершенного строительства, зарегистрированном в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, с функциональным значением - погреб. Данное решение было обусловлено проектной документацией, составленной ГАУК "Научно-производственный центр историко-культурного наследия Саратовской области", которым истцу было рекомендовано рассмотреть вопрос о возведении жилого дома на месте существующего погреба, сносе дома, примыкающего к памятнику культурного наследия федерального значения.
Истец полагает, что органы местного самоуправления на протяжении нескольких лет препятствуют ему в осуществлении строительства дома и в улучшении жилищных условий, поскольку систематически противодействуют в выдаче градостроительного плана и разрешения на строительство. По заявлениям истца было принято несколько судебных актов, которыми признавалось незаконным бездействие органов местного самоуправления и на них возлагалась обязанность совершить те или иные действия.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 12 сентября 2013 года на комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" была возложена обязанность выдать истцу градостроительный план земельного участка для проектирования жилого дома.
Во исполнение решения суда органом местного самоуправления выдан градостроительный план, в котором оказались незаполненными п. 2.2, п. 2.2.1; п. 2.2.2; п. 2.2.5, а также отсутствовала информация о минимальных отступах от границ земельного участка для определения места допустимого размещения здания, за пределами которого запрещено строительство, отсутствовала информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке. Истец полагает, что данный план не отвечает требованиям законодательства и не может быть использован истцом для возведения объекта.
Решением Саратовской городской Думы от 6 февраля 2014 года N 32-361 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" были внесены изменения в п. 1 к таблице 5.5, которые ограничивают право истца на восстановление жилого дома взамен ветхого в наиболее безопасном месте, и предоставляют возможность реконструировать объект только один раз с увеличением застройки не более чем на 40% от существующей, включая холодные пристройки, строительство новых объектов капитального строительства запрещено. По мнению истца, данное решение противоречит Конституции РФ, поскольку не позволяет собственнику здания в полной мере реализовать право владения, пользования и распоряжения объектом недвижимости в случае, если объект не подлежит капитальному ремонту, а многократная реконструкция становится экономически необоснованной. Зона Ж-2 является зоной жилой застройки, назначение зоны исторически сложилось, следовательно, истец вправе использовать земельный участок по назначению, определенному в правоустанавливающих документах.
В соответствии с установленным запретом капитального строительства в зоне, в которой находится земельный участок истца, органом местного самоуправления истцу было направлено уведомление от 18 июля 2014 года об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 136 кв. м, которое Пегов А.П. в данной части также полагает незаконным.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 6 ноября 2014 года и дополнительным решением от 15 января 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Пегов А.П. не согласился с решением и дополнительным решением суда, подал апелляционные жалобы, в которых просил отменить судебные акты, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Автор жалобы считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Судом самостоятельно были изменены исковые требования, заявленные Пеговым А.П., что привело к потере правового смысла, который вкладывал истец. Судом не рассмотрены требования о признании права на восстановление дома в безопасном месте в соответствующих точках и права на получение градостроительного плана с информацией, необходимой для проектирования.
По мнению автора жалобы, судом не дана оценка доводам истца, представленным доказательствам, большая часть заявленных истцом ходатайств отклонена судом, удовлетворенные ходатайства не использованы судом для принятия решения, судом не применены нормы Конституции РФ, являющиеся нормами прямого действия. Суд пришел к неправильному выводу о том, что истец оспаривает территориальное зонирование, поскольку истцом оспаривается градостроительный регламент, установленный для зоны Ж-2. Суд не указал, какой именно нормативный акт предусматривает неоправданные ограничения, установленные для собственников объектов недвижимости, расположенных в зоне Ж-2. Суд в обжалуемом решении фактически узаконил право органов местного самоуправления не исполнять судебные акты, вступившие в законную силу. Судом не применено темпоральное правило, разработанное Конституционным Судом РФ для длящихся правоотношений, которое предполагает применение норм, действовавших на момент принятия судебного акта.
В судебном заседании апелляционной инстанции Пегов А.П. доводы апелляционных жалоб поддержал, просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель Саратовской городской Думы Чеснокова С.Ю., представитель комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" Животикова Ю.О. просили решение суда оставить без изменения.
Прокурор Савина С.В. в заключении высказалась за оставление решения суда и дополнительного решения суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционных жалобах (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Пегов А.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером 64:48:050305:0027 площадью 136 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> собственности зарегистрировано за Пеговым А.П. <дата> на основании свидетельства на право собственности на землю от <дата>. Разрешенное использование земельного участка - под индивидуальную жилую застройку. Пегову А.П. также принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 32,2 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности за истцом зарегистрировано <дата> на основании договора купли-продажи квартиры от <дата> и технического паспорта на жилой дом.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Статья 1 Устава муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, предусматривает, что город Саратов является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
В структуру органов местного самоуправления города входит Саратовская городская Дума, которая относится к представительным органам городского округа.
Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города (статьи 22-23 Устава).
В соответствии с п. 26 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно статье 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки подставляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Части 1-2 статьи 30 ГрК РФ предусматривают, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки установлен статьями 32-33 ГрК РФ, в соответствии с которыми решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (части 5, 6, 9-12, 15-16 статьи 31 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (части 1, 3 статьи 32 ГрК РФ).
В силу частей 1-2 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Согласно частям 1-2, 8-9 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Как следует из материалов дела, комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "<адрес>" был разработан проект решения Саратовской городской Думы "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от <дата> N "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "<адрес>".
<дата> главой муниципального образования "Город Саратов" Грищенко О.В. было издано постановление N "О проведении публичных слушаний". <дата> указанный проект опубликован в газете "Саратовская панорама" (N 79).
<дата> проведены публичные слушания по данному проекту, согласно протоколу в слушаниях приняли участие N человека. По результатам публичных слушаний было составлено заключение, которое опубликовано в специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" от <дата> N 3.
<дата> состоялось 32-ое внеочередное заседание Саратовской городской Думы, на котором обсуждался проект внесения изменений в решение Саратовской городской Думы от <дата> N "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", большинство депутатов проголосовало за принятие проекта.
Решением Саратовской городской Думы от 6 февраля 2014 года N 32-361 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" был утвержден пункт 1 примечаний к таблице 5.5, а также внесены изменения в содержание таблицы 5.5, регламентирующей предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для различных территориальных зон. В отношении зоны Ж-2 в примечании указано, что для видов разрешенного использования: многоквартирные дома до 3 этажей, в т.ч. со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (код 1.13), блокированные жилые дома до 3-х этажей, состоящие не более чем из 10 блоков, предназначенных для проживания одной семьи (код 1.14) и жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (код 1.15) разрешается только однократная реконструкция существующих объектов недвижимого имущества с увеличением площади застройки не более чем на 40% от существующей, включая холодные пристройки. Строительство новых объектов капитального строительства указанных видов запрещено.
Решение Саратовской городской Думы от 6 февраля 2014 года N 32-361 было опубликовано на сайте Саратовской городской Думы http://saratovduma.ru/ 7 февраля 2014 года.
С учетом изложенного изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" были внесены органом местного самоуправления в пределах установленной законом компетенции, с соблюдением порядка, регламентированного действующим законодательством.
Истец, оспаривая законность изменений, внесенных в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", ссылался на ограничение органом местного самоуправления его права собственности на владение, пользование и распоряжение объектами недвижимости.
Судебная коллегия полагает данные доводы искового заявления и апелляционных жалоб несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства в их системе.
В соответствии с частями 1-2 статьи 40 Конституции РФ (на которые ссылается истец) каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Внесенные в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" ограничения, касающиеся запрета осуществления капитального строительства, ограничения объемов реконструкции малоэтажных жилых домов, не подразумевают лишение собственника права на жилище и невозможность его использования по назначению. Они устанавливают ограничение для возведения новых объектов, относящихся к многоквартирным домам до 3-х этажей, в связи с отнесением вида разрешенного использования "жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи" к условно разрешенным видам использования земельного участка. Изменение градостроительного регламента для зоны Ж-2 связано с приведением градостроительных регламентов в соответствие с документами территориального планирования городского округа (генеральным планом г. Саратова).
Возможность ограничения параметров строительства в связи с отнесением участка к той или иной территориальной зоне, в соответствии с градостроительным регламентом, установленным для территориальной зоны, предусмотрена действующим законодательством (статьи 35-38 ГрК РФ). Необходимость установления таких ограничений обусловлена сочетанием публичных и частных интересов. Необходимый баланс интересов достигается путем проведения публичных слушаний при решении вопросов о внесении изменений в ранее утвержденные градостроительные регламенты.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконными п. 1 примечания к таблице 5.5 решения Саратовской городской Думы от <дата> N "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от <дата> N "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
Требования истца о признании незаконным распоряжения администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18 марта 2014 года N 103-р в части отсутствия на чертеже градостроительного плана места допустимого размещения объекта капитального строительства и отсутствия заполненных п. 2.2; п. 2.2.1; п. 2.2.2; п. 2.2.5, с возложением на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанности устранить допущенные нарушения, заполнить недостающие разделы градостроительного плана; о признании за ним права на получение градостроительного плана земельного участка с информацией, необходимой для проектирования и строительства индивидуального жилого дома также не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Содержание градостроительного плана земельного участка регламентировано ст. 44 ГрК РФ, которая (части 3, 5) предусматривает, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена приказом Министерства регионального развития РФ от 10 мая 2011 года N 207.
При выдаче и утверждении градостроительного плана органом местного самоуправления (распоряжение администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18 марта 2014 года N 103-р) не были заполнены п. 2.2 - требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, назначение объекта капитального строительства, п. 2.2.1 - предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и объектов капитального строительства, п. 2.2.2 - предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений, п. 2.2.5 - требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Данные пункты градостроительного плана не были заполнены в связи с внесением изменений в градостроительный регламент территориальной зоны, который не предусматривает в настоящее время возможности осуществления капитального строительства на земельном участке в зоне Ж-2, в связи с чем действия органа местного самоуправления соответствуют градостроительному законодательству и не могут быть признаны незаконными.
Оспариваемое истцом уведомление от <дата> об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 136 кв. м с кадастровым номером N от <дата> N в части запрета нового строительства также не может быть признано незаконным по указанным выше основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи с внесенными в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" изменениями для зоны Ж-2 орган местного самоуправления не вправе выдать разрешение на строительство, поскольку строительство новых объектов в данной зоне запрещено.
Требования Пегова А.П. о признании за ним права на восстановление индивидуального жилого дома в безопасном месте в точках с координатами, указанными в исковом заявлении, не подлежат удовлетворению в силу запрета строительства новых объектов. Кроме того, определение места положения объекта строительства на земельном участке не относится к компетенции суда, данные права могут быть реализованы собственником земельного участка самостоятельно при условии соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства.
С учетом изложенного доводы жалоб сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции, данные доводы являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции, им дана правильная правовая оценка, оснований для переоценки исследованных доказательств не имеется. Апелляционные жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 6 ноября 2014 года и дополнительное решение Волжского районного суда г. Саратова от 15 января 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ефимовой И.В. |
Судьи |
Паршиной С.В. |
|
Перовой Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 июня 2015 г. по делу N 33-2906/2015
Текст определения опубликован на сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf)