Решение Верховного Суда РФ от 16 марта 2009 г. N ГКПИ09-278
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" о признании недействующими пунктов 8 и 9 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 46, установил:
в соответствии с пунктом 8 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.
Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.
Пунктом 9 данных Правил установлено, что при выгрузке грузов средствами грузополучателя в местах общего пользования оставшиеся после выгрузки и очистки вагонов, контейнеров мусор, остатки груза, крепления, упаковки и других материалов подлежат вывозу грузополучателем со станции одновременно с грузом.
ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (сокращенное наименование "Морпорт СПб") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 8 и 9 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству и нарушают права грузополучателя получить в свой адрес только заказанный им груз, накладывают на него обязанность за виновные действия предыдущего грузополучателя. Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" устанавливает обязанность грузополучателя произвести очистку вагона от остатков своих грузов, тогда как пункт 8 Правил устанавливает иное распределение ответственности за неочистку вагона, что влечет взыскание штрафа.
В суде представитель ОАО "Морпорт СПб" О.Н.А. поддержала заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц Министерства транспорта Российской Федерации Л.С.С., Т.С.Р., Министерства юстиции Российской Федерации Г.Е.П. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что Правила изданы компетентным органом государственной власти. Пунктами 8 и 9 Правил установлены требования о порядке очистки вагонов после выгрузки из них грузов, которые соответствуют требованиям Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и не нарушают прав грузополучателей.
Выслушав объяснения представителя ОАО "Морпорт СПб" О.Н.А., представителей Минтранса России Л.С.С., Т.С.Р., Минюста России Г.Е.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ С.Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее Устав) предусматривает, что основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (часть 7 статьи 44).
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. На момент издания Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов таким органом являлось Министерство путей сообщения Российской Федерации, которое приказом от 18 июня 2003 г. N 46 утвердило Правила очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов. Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 г., регистрационный номер 4771 и опубликован в "Российской газете" (специальный выпуск) N 119/2, 20.06.2003.
Правила определяют основные требования к очистке и промывке вагонов и контейнеров.
Согласно части 1 статьи 44 Устава после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
Из содержания данной нормы Устава следует, что вагоны, контейнеры должны быть очищены в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Статья 20 Устава регулирует отношения между перевозчиком и грузоотправителем по вопросам подачи вагонов, контейнеров под погрузку и не регулирует отношения между перевозчиком и грузополучателем по вопросам очистки вагонов. Следовательно, доводы заявителя о том, что статья 44 Устава с учетом положений статьи 20 устанавливает обязанность грузополучателя произвести очистку вагона от остатков своих грузов, являются несостоятельными.
Очищенными, согласно пункту 2 данных Правил, признаются вагоны и контейнеры, из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений.
Таким образом, положения абзаца первого пункта 8 Правил, устанавливающие обязанность полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов грузополучателем или перевозчиком в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, соответствуют требованиям статьи 44 Устава.
В абзаце втором пункта 8 Правил закреплено право грузополучателя на предъявление претензии грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер, и определены действия грузополучателя по составлению акта общей формы. Эти положения не устанавливают ответственности грузополучателя за неочистку вагона, соответствуют требованиям статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 120 Устава, которые предусматривают претензионный порядок рассмотрения споров, вытекающих из договора перевозки грузов, а общая форма акта установлена также статьей 120 Устава.
Пункт 9 Правил предусматривает обязанность при выгрузке груза средствами грузополучателя в местах общего пользования вывезти оставшиеся после выгрузки и очистки вагонов, контейнеров мусор, остатки груза, крепления, упаковки и других материалов грузополучателем. Данное положение соответствует статье 44 Устава, поскольку лицо, обязанное к очистке вагонов, должно вывезти оставшиеся после выгрузки и очистки вагонов мусор, остатки груза и другие материалы.
Ссылки заявителя о противоречии пункта 9 Правил статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания приобретения права собственности, и Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" являются несостоятельными, так как они не устанавливают требования к очистке вагонов и контейнеров.
Кроме того, положения пункта 9 Правил не могут нарушать прав ОАО "Морпорт СПб", поскольку заявитель не осуществляет выгрузку грузов в местах общего пользования.
ОАО "Морпорт СПб" как грузополучатель, осуществляющий своими средствами выгрузку, обязан очищать вагоны не только от остатков перевозимого в его адрес груза, но и от остатков ранее перевозимых грузов. Неисполнение данной обязанности является по Уставу основанием для взыскания штрафных санкций и не может рассматриваться как нарушение гражданских прав.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают прав грузополучателей, заявление ОАО "Морпорт СПб" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" о признании недействующими пунктов 8 и 9 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 46, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 16 марта 2009 г. N ГКПИ09-278
Текст решения официально опубликован не был