Решение Верховного Суда РФ от 2 марта 2009 г. N ГКПИ09-51
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Л.И. о признании недействующим Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в части не 1 включения медицинского учреждения в виде санатория-профилактория общего (многопрофильного) типа, установил:
Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 г. N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Данный нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 44, 04.11.2002, "Российской газете" N 212, 06.11.2002.
Гражданка М.Л.И. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного Списка, в части невключения медицинского учреждения в виде санатория-профилактория общего (многопрофильного) типа. Как указывает заявитель, отсутствие в Списке медицинского учреждения в виде санатория-профилактория общего (многопрофильного) типа противоречит нормам Трудового кодекса РФ, Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и нарушает ее право на досрочное назначение пенсии по старости, ставя в неравное положение по сравнению с работниками иных санаториев-профилакториев, включенных в Список.
В суде Б.И.А., представляющий интересы М.Л.И., поддержал заявленные требования и пояснил, что в Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В указанный период М.Л.И. работала в должности медсестры в доме отдыха "Вороново", а затем в доме отдыха санаторного типа "Вороново" и соответственно ее должность и профиль санатория соответствовали вышеупомянутому Списку. В 2005 г. она обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии, но ей было отказано из-за отсутствия необходимого стажа.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение N СС-П12-474 от 29 января 2009 г.).
Представители заинтересованного лица Правительства РФ С.М.В., Т.О.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Список утвержден Правительством РФ в соответствии с полномочиями, предоставленными ему законом, и не нарушает права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии.
Выслушав объяснения Б.И.А., представляющего интересы М.Л.И., представителей Правительства РФ С.М.В., Т.О.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Ф.А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, имеют право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста (подпункт 20 пункта 1 статьи 27). Таким образом, Федеральный закон право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, связывает с продолжительностью лечебной и иной деятельности по охране здоровья, при этом списки соответствующих должностей и учреждений утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27).
На момент издания постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 аналогичная норма содержалась в пункте 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (изменения внесены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ).
Осуществляя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (постановление от 29 октября 2002 г. N 781).
Данный Список в графе "Наименование учреждений" в числе учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, предусматривает санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
По объяснениям представителей Правительства РФ С.М.В., Т.О.А., заявитель никогда не работала в санатории-профилактории общего (многопрофильного) типа, отсутствие данного вида учреждения в Списке никоим образом не может нарушать ее права. М.Л.И. работала в должности медицинской сестры в доме отдыха и в доме отдыха санаторного типа. В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" утвержден новый Список, в котором были указаны конкретные наименования должностей, в результате чего лишились права на включение в стаж периодов работы после 1 ноября 1999 г. некоторые категории медицинских работников, которые ранее это право имели.
Доводы заявителя о том, что оспариваемый Список не включает медицинское учреждение в виде санатория-профилактория общего (многопрофильного) типа, что не соответствует статье 19 Конституции РФ, статьям 2, 3, 5 Трудового кодекса РФ, Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", являются несостоятельными. Положения Трудового кодекса РФ условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости не регулируют, а Список утвержден Правительством РФ в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. С учетом этого, основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции РФ.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление М.Л.И. о признании недействующим Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в части невключения медицинского учреждения в виде санатория-профилактория общего (многопрофильного) типа, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 2 марта 2009 г. N ГКПИ09-51
Текст решения официально опубликован не был