Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства Саратовской области
от 2 декабря 2011 г. N 680-П
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории Саратовской области
1. Настоящее Положение регулирует вопросы организации, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории Саратовской области при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
2. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории Саратовской области (далее - СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Саратовской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и состоит из действующих лабораторий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (по согласованию), органов исполнительной власти области, учреждений и организаций области (по согласованию).
3. В военное время СНЛК функционирует в составе подсистемы Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения (далее - ЕСВОП).
4. Общее руководство СНЛК осуществляет управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Саратовской области (по согласованию).
5. Наблюдение и лабораторный контроль на территории области организуется и проводится в целях:
своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической обстановки;
определения степени загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, опасными химическими веществами и биологическими средствами;
принятия управленческих решений и экстренных мер по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
6. Основу СНЛК составляют головные (базовые) учреждения, функционирующие в режиме постоянной готовности. При эвакуации учреждения рассредоточиваются в загородной зоне в соответствии с планом перевода учреждений и организаций с мирного на военное время.
7. Головные учреждения (по согласованию) выполняют следующие задачи:
осуществляют постоянный мониторинг объектов окружающей среды в соответствии с учредительными документами;
определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, отравляющими и химически опасными веществами и проводят специфическую индикацию бактериальных средств;
осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время;
осуществляют методическое руководство подведомственными учреждениями СНЛК;
организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.
8. В целях повышения устойчивости функционирования CHJIK в мирное и военное время головным учреждением определяются (по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти) дублеры, на которые возлагаются функции головных учреждений СНЛК. Перечень головных учреждений и их дублеров согласовывается с Главным управлением МЧС России по Саратовской области и заинтересованными органами исполнительной власти.
9. СНЛК имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый. Территориальный уровень формируется на основе базовых учреждений и организаций, функционирующих на территории области, решающих задачи в интересах области.
Местный уровень формируется на основе ведомственных лабораторий, учреждений и организаций, решающих задачи в интересах одного или нескольких муниципальных образований области.
Объектовый уровень состоит из бассейновых, базовых, складских, производственных лабораторий и постов наблюдения соответствующих министерств, ведомств, производственных объединений, хозяйственных обществ, ассоциаций и организаций, расположенных на территории области.
10. Основными задачами СНЛК являются:
прогнозирование радиационной, химической и биологической обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;
своевременное выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;
оценка прогнозируемой и фактической радиационной, химической и биологической обстановки;
участие в определении зон радиационного, химического и биологического заражения, представляющих угрозу для населения, сельскохозяйственного производства и окружающей среды;
сбор, анализ и передача данных о радиационной, химической и биологической обстановке в соответствующие инстанции (по территориально-производственной принадлежности) по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
11. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, санитарно-эпидемиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий, отсутствие признаков и условий, свидетельствующих о возникновении чрезвычайной ситуации) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется в установленном порядке в вышестоящую организацию по подчиненности. Учреждения СНЛК создают и освежают запасы материальных средств, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно- промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных задач СНЛК, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и в головное учреждение СНЛК. Головные учреждения СНЛК передают информацию в установленном порядке в Главное управление МЧС России по Саратовской области.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие двух часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более четырех часов в формализованном и неформализованном виде по всем имеющимся каналам связи.
Состав и формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией по согласованию с головным учреждением СНЛК и закрепляются соответствующей инструкцией.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о массовых вспышках особо опасных инфекций (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями CHJIK в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Главное управление МЧС России по Саратовской области и головное учреждение СНЛК.
Передача информации в Главное управление МЧС России по Саратовской области, другие постоянно действующие органы управления Саратовской территориальной подсистемы РСЧС, определенные постановлением Правительства Саратовской области от 7 ноября 2005 года N 381-П "О Саратовской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", осуществляется в установленном порядке в соответствии с постановлением Губернатора Саратовской области от 19 февраля 1998 года N 95 "О порядке сбора и обмена информацией в сфере защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доведения ее до населения" в сроки и по формам, определенным Табелем срочных донесений МЧС России, с учетом критериев, утвержденных приказом МЧС России от 8 июля 2004 года N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях".
См. Положение о порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области, утвержденное постановлением Правительства Саратовской области от 16 августа 2012 г. N 490-П
12. Учреждениям СНЛК рекомендуется иметь следующий комплект документации:
ведомственное Положение (инструкция) о работе СНЛК;
план перевода учреждений с мирного на военное положение;
план подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;
схема оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее время и нерабочее время;
функциональные обязанности специалистов учреждений;
перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
перечень химически опасных веществ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объектов и области;
перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и биологическом отношении;
инструкция о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
инструкция о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
методики отбора проб и проведения исследований на зараженность радиоактивными веществами, отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и бактериальными средствами;
нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций отравляющих веществ и аварийно химически опасных веществ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
карта (схема) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
инструкция по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) радиоактивными веществами, отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и бактериальными средствами;
переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органе местного самоуправления.
13. Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которые не применяются для работы в условиях мирного времени, но требуются для решения задач на военное время (чрезвычайная ситуация мирного времени), хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК, используются только по прямому назначению и освежаются в установленном порядке.
Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, поверхностных и возвратных вод, почв и отходов производства, установление видов микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц, лабораторный контроль объектов окружающей среды проводится в соответствии с законодательством.
14. Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время, проведения учений и тренировок, а также оснащения отделов, лабораторий необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК в соответствии с законодательством.
15. Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в установленном порядке в соответствующие организации, органы исполнительной власти по подчиненности в установленные сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.