Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 мая 2009 г. N 1910/09
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Харчиковой Н.П., Юхнея М.В. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2008 по делу N А40-45827/08-12-490 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.01.2009 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители специализированного отделения Управления Федерального казначейства по городу Москве - Буряков Е.А., Гурьянов Д.Ю.
Заслушав и обсудив доклад судьи Харчиковой Н.П., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Эксперт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления специализированного отделения Управления Федерального казначейства по городу Москве (далее - отделение казначейства) от 15.04.2008 N 382 о возврате исполнительного листа N 069819, выданного Арбитражным судом Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2008 в удовлетворении требования общества отказано. Суд пришел к выводу, что исполнительный лист N 069819 подлежит направлению в Министерство финансов Российской Федерации, так как взыскание произведено за счет казны Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 13.01.2009 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и удовлетворить его требование.
В отзыве на заявление отделение казначейства просит оставить указанные судебные акты без изменения, поскольку взыскание по исполнительному листу должно осуществляться за счет казны Российской Федерации, поэтому его следовало направить для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2007 по делу N А72-4054/07-28/209 в пользу общества с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, выступающего в качестве главного распорядителя денежных средств, за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности взыскано 133 714 рублей 27 копеек, выдан исполнительный лист N 069819.
Данный исполнительный документ направлен в отделение казначейства, в котором у Министерства обороны Российской Федерации открыт лицевой счет.
Уведомлением от 15.04.2008 N 382 отделение казначейства возвратило исполнительный лист взыскателю по причине несоблюдения порядка взыскания денежных средств за счет средств казны Российской Федерации, а именно: исполнительный документ должен быть направлен для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Иных обстоятельств, которые препятствовали бы принятию и исполнению исполнительного листа арбитражного суда, в уведомлении отделения казначейства не указано.
Отказывая в удовлетворении требования общества, суды первой и кассационной инстанций сослались на статью 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, и признали действия отделения казначейства по возврату исполнительного листа, предусматривающего взыскание с казны Российской Федерации, правомерными.
Однако статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующая исполнение судебных актов, по которым взыскание производится за счет казны Российской Федерации, исключает исполнение судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета.
Между тем, ссылаясь на названную статью Бюджетного кодекса Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации также произвело возврат взыскателю исполнительного листа N 069819, указав на необходимость обращения для исполнения в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета согласно статье 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Действия как отделения казначейства, так и Министерства финансов Российской Федерации по возврату взыскателю без исполнения исполнительного листа арбитражного суда противоречат статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязательность исполнения судебных актов.
Кроме того, отказ как органа Федерального казначейства, так и Министерства финансов Российской Федерации исполнить исполнительный документ арбитражного суда о взыскании денежных средств в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, выступающего главным распорядителем средств федерального бюджета, за счет казны Российской Федерации существенно нарушает права и законные интересы взыскателя.
Понятие "государственная казна" дано в пункте 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. В состав государственной казны входят средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Указание в исполнительном листе арбитражного суда о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации не может служить основанием для возврата исполнительного документа взыскателю органом Федерального казначейства, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета главного распорядителя, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2008 по делу N А40-45827/08-12-490 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.01.2009 по тому же делу отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" удовлетворить.
Уведомление специализированного отделения Управления Федерального казначейства по городу Москве от 15.04.2008 N 382 о возврате обществу с ограниченной ответственностью "Эксперт" исполнительного листа N 069819, выданного Арбитражным судом Ульяновской области, признать незаконным.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Орган Федерального казначейства вернул исполнительный лист о взыскании средств с России в лице федерального министерства за счет государственной казны в порядке субсидиарной ответственности. Возврат обосновывался тем, что исполнительный лист должен быть направлен в Минфин России.
Президиум ВАС РФ не согласился с нижестоящими инстанциями, которые признали действия органа казначейства правомерными.
Суды ссылались на ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, в силу которой Минфин России обязан исполнять судебные акты по искам о взыскании средств за счет государственной казны.
Однако эта статья не распространяется на исполнение судебных актов о взыскании средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета.
Ст. 16 АПК РФ устанавливает обязательность исполнения судебных актов. Возврат взыскателю исполнительного листа без исполнения нарушает это требование.
У органа казначейства, в котором открыт лицевой счет главного распорядителя, не было оснований для возврата исполнительного листа, так как средства бюджета - это часть государственной казны.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 мая 2009 г. N 1910/09
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 9
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 02.07.2009