Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы Ю.А. Прыщака, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Ю.А. Прыщак оспаривает конституционность статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2004 года N 81-ОЗ "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан" в той части, в какой она, определяя дополнительную пенсию как ежемесячную денежную выплату гражданам Российской Федерации, устанавливаемую в связи с выходом на пенсию, тем самым лишает лиц без гражданства права на ее получение.
Как следует из представленных материалов, Ю.А. Прыщак, родившийся в городе Воронеже в 1941 году, вышел из гражданства Российской Федерации, в настоящее время является лицом без гражданства, имеет вид на жительство и с 1994 года проживает в городе Нижневартовске. В 2008 году ему как лицу, достигшему возраста 65 лет, была назначена социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении". Нижневартовский филиал негосударственного пенсионного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказал ему в установлении дополнительной пенсии в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан". Решением от 30 июля 2008 года Нижневартовский городской суд отказал ему в удовлетворении иска о назначении дополнительной пенсии и компенсации морального вреда со ссылкой на статью 2 названного Закона, согласно которой дополнительная пенсия устанавливается только гражданам Российской Федерации.
По мнению Ю.А. Прыщака, статья 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан" противоречит Конституции Российской Федерации, ее статье 62 (часть 3), а также федеральным законам от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
2. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (часть 3). Социальное обеспечение как элемент системы социальной защиты относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).
2.1. Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), которая может осуществляться в том числе в форме дополнительного пенсионного обеспечения. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также предусматривает возможность пенсионного обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 1). Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми могут быть определены основания, условия, порядок предоставления дополнительных пенсий, а также их размеры.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан" устанавливает правовые, экономические и организационные основы дополнительного пенсионного обеспечения, предоставляемого отдельным категориям граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, а именно: гражданам, имеющим достижения и заслуги перед Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой (писателям и художникам, являющимся членами соответствующих творческих союзов и состоящим на учете в ханты-мансийских окружных организациях данных союзов, а также гражданам, награжденным орденами в период работы на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), и неработающим пенсионерам, которым назначены пенсии в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в том числе гражданам, работавшим в бюджетной сфере автономного округа, замещавшим должности государственной гражданской службы в государственных органах автономного округа либо осуществлявшим техническое обеспечение деятельности названных органов) (преамбула, статья 3).
Таким образом, законодатель Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, реализуя свои полномочия в области дополнительного пенсионного обеспечения за счет средств бюджета округа и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определил в названном Законе круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, установил основания и условия назначения, а также размеры дополнительных пенсий для неработающих пенсионеров, проживающих на территории округа.
Дополнительные пенсии либо доплаты к пенсиям, устанавливаемые субъектами Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным - помимо назначаемых на основании норм соответствующих федеральных законов пенсий - пенсионным обеспечением. Субъект Российской Федерации, устанавливая порядок и условия такого обеспечения, вправе определить круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом достижений и заслуг перед субъектом Российской Федерации, продолжительности стажа работы на его территории, замещения государственных должностей субъекта Российской Федерации или должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и других критериев.
Следовательно, осуществление субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий правового регулирования с целью дополнительного пенсионного обеспечения лиц, которые продолжительное время трудились на территории данного субъекта Российской Федерации, замещали государственные должности субъекта Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации либо имеют достижения и заслуги перед ним и при этом являются гражданами Российской Федерации, само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями.
2.2. Конституция Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации обладают правом на социальное обеспечение (статья 39, часть 1; статья 62, часть 3). Согласно же пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" также предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации, право на пенсию на тех же основаниях, что и гражданам Российской Федерации (статья 3).
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на иностранных граждан и лиц без гражданства может распространяться дополнительное пенсионное обеспечение как на работников отдельных организаций или отраслей экономики, дополнительные льготы и преимущества для которых (в том числе при выходе на пенсию) могут устанавливаться коллективными договорами и соглашениями (статьи 41 и 46 Трудового кодекса Российской Федерации), либо как на участников негосударственных пенсионных фондов, за которых в целях формирования их негосударственной пенсии вкладчики названных фондов на основании соответствующего договора уплачивают пенсионные взносы (статьи 2 и 3 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах").
2.3. Таким образом, оспариваемое Ю.А. Прыщаком законоположение его конституционные прав и свободы не нарушает, а потому его жалоба в силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению как не отвечающая требованиям допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
Кроме того, согласно статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, и не наделен полномочиями по проверке соответствия законов субъектов Российской Федерации федеральным законам. Следовательно, данная жалоба в части, касающейся проверки соответствия статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан" федеральным законам "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", также не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Прыщака Юрия Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N 529-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Прыщака Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан"
Текст Определения официально опубликован не был