Постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 24 июля 2009 г. N 46-АД09-1
Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Н.В.И.,
рассмотрев жалобу директора ООО "Геликон" С.А.Е. на постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Самарской области от 21 августа 2008 года и решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 сентября 2008 года, вынесенные в отношении С.А.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
12 августа 2008 года должностными лицами Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Самарской области проведена проверка соблюдения ООО "Геликон" требований Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
В результате проверки установлено, что на автостоянке указанного предприятия при оплате услуги стоимостью 40 рублей за парковку автомобиля сторож ООО "Геликон" не применил контрольно-кассовую машину и не выдал чек, что является нарушением требований статьей 2 и 5 указанного Федерального закона.
Результаты проверки отражены в акте проверки выполнения Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
По факту выявленного правонарушения в отношении директора ООО "Геликон" С.А.Е. 14 августа 2008 года составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов административного дела исполняющим обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Самарской области 21 августа 2008 года вынесено постановление N 1071 о привлечении директора ООО "Геликон" С.А.Е. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому С.А.Е. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 сентября 2008 года указанное постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Самарской области оставлено без изменения.
Председателем Самарского областного суда 11 декабря 2008 года в удовлетворении жалобы С.А.А. на указанные постановления отказано.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, С.А.Е. просит об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении постановлений, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы С.А.Е., оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22 мая 2003 года "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны, в частности, выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Факт совершения директором ООО "Геликон" С.А.Е. административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5), актом проверки (л.д. 3), оцененными исполняющим обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Самарской области в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах должностное лицо Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Самарской области и судебные инстанции сделали правильный вывод о наличии в действиях директора ООО "Геликон" С.А.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы С.А.Е. о том, что в силу Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" проверочная закупка, выявившая факт продажи товаров без применения контрольно-кассовой машины, относится к числу оперативно-розыскных мероприятий, которые сотрудники налоговых органов проводить не вправе, основанием к отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении постановлений служить не может.
Из положений названного Федерального закона (статей 1, 2, 6, 7) следует, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся только в целях выявления, предупреждения и пресечения уголовных, но не административных правонарушений.
В данном случае налоговые органы, осуществившие контрольную закупку, действовали в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Данный Федеральный закон не содержит каких-либо запретов или ограничений действий налоговых органов по осуществлению предусмотренной законом обязанности контроля за его соблюдением, в том числе запрета на осуществление контрольной закупки.
Постановление о привлечении директора ООО "Геликон" С.А.Е. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, установленного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено исполняющим обязанности начальника межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Самарской области в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено С.А.Е. в пределах, установленных санкцией статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Самарской области от 21 августа 2008 года и решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 сентября 2008 года, вынесенные в отношении директора ООО "Геликон" С.А.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу С.А.Е. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поводом для обращения директора организации в суд послужило наложение на него административного штрафа за продажу товаров без применения ККТ.
Факт неприменения ККТ был выявлен налоговым органом по результатам проведения закупки.
Заявитель ссылался на то, что в силу Закона об оперативно-розыскной деятельности проверочная закупка относится к числу оперативно-розыскных мероприятий. Такие мероприятия сотрудники налоговых органов проводить не вправе.
Отклоняя указанные доводы, заместитель Председателя ВС РФ разъяснил следующее.
Исходя из норм Закона об оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскные мероприятия (к числу которых относится и проверочная закупка) проводятся только в целях выявления, предупреждения и пресечения уголовных, но не административных правонарушений.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае налоговые органы, осуществившие контрольную закупку, действовали в пределах полномочий, определенных Законом о применении ККТ. Он не содержит каких-либо запретов или ограничений действий налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением этих норм, в т. ч. запрета на осуществление контрольной закупки.
Постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 24 июля 2009 г. N 46-АД09-1
Текст постановления размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)
Текст постановления официально опубликован не был