Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 7 июля 2009 г. N КАС09-296
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.Т.В. о признании недействующим абзаца второго пункта 1 распоряжения Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 491-рп, по кассационной жалобе Т.Т.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2009 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения Т.Т.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
распоряжением Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 года N 491-рп (далее - Распоряжение), в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", установлено лицам, замещавшим должности торговых представителей союза ССР и торговых представителей Российской Федерации и получающим трудовую пенсию по старости (инвалидности), по списку согласно приложению, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 3000 рублей (абз. 1 п. 1).
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Распоряжения для лиц, замещавших должности торговых представителей Союза ССР и торговых представителей Российской Федерации и получающих трудовую пенсию по старости (инвалидности), размер выплачиваемого дополнительного ежемесячного материального обеспечения подлежит индексации в порядке, определенном Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии.
Распоряжение опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 38, 17.09.2007 г.
Т.Т.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании абзаца второго пункта 1 Распоряжения. В подтверждение требования указал, что на основании названного Распоряжения он является получателем дополнительного материального обеспечения, которое должно увеличиваться по нормам Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", а не в порядке, предусмотренном оспариваемым Распоряжением. Абзац второй пункта 1 Распоряжения противоречит Федеральному закону "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" и нарушает его права на увеличение выплачиваемого дополнительного материального обеспечения.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2009 года в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе Т.Т.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем положение Распоряжения соответствует действующему законодательству и издано в пределах полномочий Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" иным гражданам Российской Федерации, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, размер дополнительного материального обеспечения может устанавливаться Президентом Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Федерального закона Президентом Российской Федерации, в пределах полномочий, издано распоряжение от 11 сентября 2007 г. N 491-рп, в соответствии с которым, лицам, замещавшим должности торговых представителей Союза ССР и торговых представителей Российской Федерации и получающим трудовую пенсию по старости (инвалидности), по списку согласно приложению установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 3000 рублей.
Правильным является вывод суда о том, что предусмотренная абзацем вторым пункта 1 Распоряжения индексация дополнительного материального обеспечения для лиц, замещавших должности торговых представителей, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии не противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 6 статьи 17 этого Федерального закона увеличение размера базовой части трудовой пенсии по старости возможно путем индексации размера базовой части трудовой пенсии, а также установления размера базовой части трудовой пенсии отдельными Федеральными законами одновременно с принятием Федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Правомерен вывод суда о том, что не противоречит оспариваемый заявителем абзац второй пункта 1 Распоряжения Федеральному закону "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ.
Названный Федеральный закон является специальным законом, регулирующим отношения в сфере социального обеспечения, а именно порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения имеющим перед страной выдающиеся достижения и особые заслуги российским гражданам. Согласно пункту 2 его статьи 1 к числу граждан, имеющих право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, отнесены: Герои Советского Союза, Российской Федерации, Социалистического Труда, граждане, награжденные орденами Святого апостола Андрея Первозванного, Ленина, "За заслуги перед Отечеством" I, II, III и IV степеней, Славы трех степеней, Трудовой Славы трех степеней, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, лауреаты Ленинской премии, государственных премий СССР и Российской Федерации (РСФСР), чемпионы Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр.
Размер дополнительного материального обеспечения устанавливается в процентном отношении к размеру базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренному Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При увеличении в соответствии с Федеральным законом размера базовой части трудовой пенсии по старости одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения исходя из этого увеличения (ст. 2 Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ).
Исходя из вышеприведенных законоположений, суд пришел к обоснованному выводу о том, что иным гражданам, не перечисленным в пункте 2 статьи 1 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" дополнительное материальное обеспечение, устанавливается Президентом Российской Федерации с учетом заслуг граждан перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающихся достижений в области культуры, науки и техники. Установление размера дополнительного материального обеспечения, в том числе увеличение сумм, выплачиваемого обеспечения, также отнесено к полномочиям Президента Российской Федерации. При этом Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" не обязывает Президента Российской Федерации соотносить его решение по установлению дополнительного ежемесячного материального обеспечения, в том числе порядок его исчисления, выплаты и индексации, с нормами Федерального закона.
Суд правильно признал несостоятельной ссылку заявителя на статью 318 Гражданского кодекса Российской Федерации, в обоснование его требования, согласно которой сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - индексируются с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом, указав в решении, что выплата дополнительного материального обеспечения является мерой социального обеспечения лицам, замещавшим должности торговых представителей, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Нормы же статьи 318 Гражданского кодекса РФ регулируют гражданско-правовые обязательства, и неприменимы к рассматриваемым в данном деле правоотношениям.
Довод заявителя о том, что оспариваемое им положение распоряжения противоречит Указу Президента Российской Федерации от 4 мая 2008 года, которым внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 995, не может служить основанием к удовлетворению заявленного требования, так как суд при рассмотрении заявления об оспаривании нормативного правового акта проверяет этот акт в порядке абстрактного нормоконтроля на предмет соответствия Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу и действующим на день рассмотрения дела.
Установив, что оспариваемый заявителем абзац второй пункта 1 распоряжения Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 года N 491-рп не противоречит действующему законодательству, суд первой инстанции правильно в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса отказал в удовлетворении заявленных требований.
Утверждения в кассационной жалобе о том, что выводы суда не соответствуют действующему законодательству, ошибочны, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого распоряжения Президента Российской Федерации, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется. Судом принято решение с учетом правовых норм регулирующих рассматриваемые правоотношения при правильном их толковании и при правильном применении норм процессуального права. Предусмотренных статьей 362 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Т.Т.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 7 июля 2009 г. N КАС09-296
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)