Решение Верховного Суда РФ от 15 июня 2009 г. N ГКПИ09-553
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 августа 2009 г. N КАС09-356 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.Т.Н. и Ф.В.Н. о признании частично не действующим подпункта "в" пункта 3 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907, установил:
Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 (в ред. от 22.01.2007 г.) в целях реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).
Пунктом 3 Правил установлено, что члены семьи, потерявшей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, или кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные в статьях 39 и 41 Закона, прилагают к заявлению документы, дающие право на меры социальной поддержки. Согласно подпункту "в" этого пункта к заявлению должна быть приложена заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы для выплаты единовременной компенсации, предусмотренной частью четвертой статьи 39 Закона.
П.Т.Н. и Ф.В.Н. в заявлении, поданном в Верховный Суд Российской Федерации по доверенности от их имени Санкт-Петербургской региональной общественной организацией "Ветераны военной службы - инвалиды Чернобыля", просят признать недействующим подпункт "в" пункта 3 Правил в части, распространяющейся на вдов умерших граждан, являвшихся инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Заявление мотивировано тем, что в указанном случае для получения единовременной компенсации в соответствии с частью четвертой статьи 39 Закона не требуется подтверждения причинной связи смерти инвалидов с последствиями чернобыльской катастрофы, поскольку причина их заболеваний была уже определена, на основании чего им была установлена группа инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС. Оспариваемое нормативное предписание в части, распространяющейся на вдов умерших инвалидов, ограничивает их право на получение предусмотренной законом денежной компенсации.
В судебном заседании представитель заявителей Г.В.И. поддержал заявленное требование, ссылаясь на то, что по смыслу статей 39 и 41 во взаимосвязи со статьей 24 Закона для назначения и выплаты единовременной денежной компенсации семьям, потерявшим кормильца, при жизни признанного инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, не требуется установления межведомственным экспертным советом наличия причинно-следственной связи между смертью инвалида и радиационным воздействием аварии на Чернобыльской АЭС.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, уполномоченное поручением от 23.04.2009 г. N СС-П12-2204 представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях на заявление указало на то, что Правила приняты уполномоченным органом государственной власти, оспариваемая заявителями правовая норма соответствует требованиям части четвертой статьи 39 Закона, предусматривающей выплату единовременной денежной компенсации только в том случае, если смерть кормильца явилась следствием чернобыльской катастрофы.
Выслушав объяснения представителя заявителей Г.В.И., возражения представителей заинтересованного лица П.О.Н. и С.М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования. Оспариваемые Правила изданы во исполнение статьи 4 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный в подпункте "в" пункта 3 Правил документ представляется для получения мер социальной поддержки, установленных частью четвертой статьи 39 Закона, в соответствии с которой семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 10 000 рублей, родителям погибшего - в размере 5 000 рублей. (С 1 января 2009 г. размер компенсации проиндексирован и составляет соответственно 17 232,88 рублей и 8 616,45 рублей).
Из анализа названной нормы Закона следует, что предусмотренная в ней единовременная компенсация выплачивается, если смерть кормильца явилась следствием чернобыльской катастрофы. При этом никакого исключения для семей умерших инвалидов - чернобыльцев не содержится, как это сделано, например, в части четвертой статьи 15 Закона. Во всех случаях обязательным условием выплаты единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца, является наличие причинной связи между смертью кормильца и аварией на Чернобыльской АЭС.
Следовательно, предписание подпункта "в" пункта 3 Правил о необходимости представления, в том числе членами семьи умершего инвалида - чернобыльца, заверенной копии заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы основано на требованиях части четвертой статьи 39 Закона, определяет порядок предоставления установленной этой нормой меры социальной поддержки.
Довод представителя заявителей о том, что по смыслу статей 39 и 41 во взаимосвязи со статьей 24 Закона для членов семей умершего инвалида - чернобыльца представления такого заключения не требуется, не соответствует действительности.
В отличие от статьи 39 Закона, устанавливающей единовременную компенсацию членам семьи граждан, погибших (умерших) вследствие чернобыльской катастрофы, статья 41 Закона устанавливает ежемесячную компенсацию семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от того, вследствие каких причин наступила смерть кормильца.
Статья 24 Закона не регулирует основания и порядок предоставления мер социальной поддержки. Данная норма уполномочивает Правительство Российской Федерации утвердить Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности, а статья 13 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" относит к компетенции такого совета установление причинной связи смерти граждан с последствиями воздействия радиации.
При таком положении подпункт "в" пункта 3 Правил, предусматривающий представление заключения межведомственного экспертного совета в подтверждение причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы соответствует требованиям закона, в связи с чем оснований для признания его в оспариваемой части недействующим не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления П.Т.Н. и Ф.В.Н. о признании частично не действующим подпункта "в" пункта 3 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 июня 2009 г. N ГКПИ09-553
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 августа 2009 г. N КАС09-356 настоящее решение оставлено без изменения