Решение Верховного Суда РФ от 10 июня 2009 г. N ГКПИ09-515
Верховный Суд Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.В.А. о признании частично недействующими Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет и Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168, установил:
приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168 утверждены:
Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет (далее - Приложение N 2 к приказу);
Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (далее - Приложение N 3 к приказу).
А.В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими с 1 апреля 2009 г. следующие предписания:
в Приложении N 2 к приказу:
- в пункте 1 слова: "В указанном плане (в плане медицинского освидетельствования и обследования (лечения) граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет) должна быть предусмотрена подготовка перечня медицинских учреждений, в которых будет проводиться медицинское освидетельствование, обследование (лечение) граждан, подлежащих учету";
в пункте 2 слова: "Ежегодно до 1 октября года, предшествующего первоначальной постановке граждан на воинский учет, руководитель территориального органа управления здравоохранением и военный комиссар подготавливают, согласовывают и представляют на утверждение главе органа местного самоуправления перечень медицинских учреждений, в которых будет проводиться медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету";
в Приложении N 3 к приказу:
- в пункте 1 слова: "Ежегодно до 5 марта (5 сентября) военный комиссариат субъекта Российской Федерации совместно с органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации разрабатывает план медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников. В указанном плане должно быть предусмотрено: определение перечня медицинских учреждений, в которые будут направляться призывники, нуждающиеся в амбулаторном (стационарном) обследовании (лечении); определение перечня медицинских учреждений в субъекте Российской Федерации, в которых будет осуществляться обследование (лечение) призывников, признанных призывными комиссиями временно негодными к военной службе";
- в пункте 2 слова: "В нем (в плане медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников) должно быть предусмотрено определение перечня медицинских учреждений, в которые будут направляться призывники, нуждающиеся в амбулаторном (стационарном) обследовании (лечении)";
- в пункте 3 слова: "Ежегодно до 10 марта (10 сентября): руководитель органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации совместно с председателем военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации подготавливают, согласовывают и утверждают у главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень медицинских учреждений, в которых будет проводиться обследование (лечение) призывников в период работы призывной комиссии субъекта Российской Федерации; руководитель территориального органа управления здравоохранением совместно с медицинским работником военного комиссариата подготавливают, согласовывают и утверждают у главы органа местного самоуправления перечень медицинских учреждений, в которых будет проводиться обследование (лечение) призывников в период работы призывной комиссии".
В заявлении указано, что оспариваемые предписания противоречат положениям статей 20, 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан, устанавливающих, что граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. При прохождении медицинского освидетельствования в призывной комиссии заявитель вправе предъявить врачам-специалистам медицинские документы из любых медицинских учреждений, имеющих лицензию, в том числе из частных медицинских учреждений, от врачей, занимающихся частной практикой. Однако врачи-специалисты, призывная комиссия и военный комиссариат могут отказать в рассмотрении этих документов по мотивам их выдачи учреждениями, не входящими в перечни, утвержденные на основании оспариваемых предписаний Приложений NN 2, 3 к приказу.
А.В.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители Министерства обороны Российской Федерации Г.А.Ю., Д.А.В., З.О.Р., Т.В.Д., представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации А.А.А., представитель Министерства юстиции Российской Федерации А.Л.Р. требования заявителя не признали, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленной им компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., просившей требования заявителя оставить без удовлетворения, суд находит, что заявление А.В.А. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Вопросы медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан в связи с исполнением воинской обязанности или поступлением на военную службу по контракту регулируются статьей 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты (пункт 1).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования указанных граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинского обследования этих граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункты 4 - 7).
Пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (далее - Положение), предусмотрено, что организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет возлагается на комиссии по постановке граждан на воинский учет, создаваемые в военном комиссариате, а организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Согласно пункту 14 Положения до медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет в отношении их ежегодно проводятся медицинские осмотры, обследования (наблюдения), а также лечебно-оздоровительные мероприятия и профилактические прививки. Организация и проведение медицинских осмотров, обследований (наблюдений), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок возлагаются на территориальные органы управления здравоохранением и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения. Порядок организации и проведения медицинских осмотров, обследований (наблюдений), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок, ведения учета и отчетности, осуществления контроля за этой работой определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, совместно с Министерством обороны Российской Федерации.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей. Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, утверждается председателями соответствующих комиссий (пункт 16 Положения).
В силу пункта 19 Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья. Порядок направления на обследование (лечение) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что Министерство обороны Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации наделены полномочиями по принятию оспариваемого приказа и закрепление в нем порядка, регламентирующего организацию медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
Данный вывод подтверждается также нормами Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441, из которых видно, что обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает их медицинское освидетельствование и медицинское обследование, а также проведение лечебно-оздоровительных мероприятий (пункт 2). Лечебно-оздоровительные мероприятия и обследования (наблюдения) организуются в порядке, устанавливаемом органами военного управления и медицинскими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, и проводятся во взаимодействии с военными комиссариатами под руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 28). При этом пунктом 2 данного постановления Правительства Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации поручено принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
С доводом заявителя о противоречии оспариваемых предписаний Приложений NN 2, 3 к приказу статьям 20, 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (далее - Основы) суд согласиться не может.
Названными нормами регламентированы общие права граждан на медико-социальную помощь и права пациента, включая право на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Указанные права в полной мере принадлежат и гражданам, подлежащим призыву на военную службу, и оспариваемые предписания Приложений NN 2, 3 к приказу их этих прав не лишают и не запрещают представлять в подтверждение состояния своего здоровья при медицинском освидетельствовании, обследовании (лечении) медицинские документы из любых медицинских учреждений независимо от их формы собственности. Запрета в рассмотрении таких документов Приложения NN 2, 3 к приказу не содержат. Данное обстоятельство подтверждается, в частности, содержанием пункта 4 Приложения N 3 к приказу, предусматривающего, что ежегодно до 15 марта (15 сентября) военный комиссариат истребует из медицинских учреждений - списки лиц, состоящих на диспансерном учете и переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, сведения о профилактических прививках и о непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ, а также медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников. При этом в данном пункте также отмечено, что руководители организаций, независимо от форм собственности, обязаны представить указанные сведения и медицинские документы по запросам военных комиссариатов в 2-недельный срок.
В то же время наряду с общими нормами, устанавливающими права граждан при оказании медико-социальной помощи, Основы регламентируют также права отдельных групп населения в области охраны здоровья, включая граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Согласно статье 25 Основ граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право на производство независимой медицинской экспертизы в соответствии со статьей 53 Основ и (или) обжалование заключений военно-врачебных комиссий в судебном порядке. Они также имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения.
В силу статьи 37.2 Основ оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Разделом I Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 913 (далее - Программа), установлено, что Программа определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает условия оказания, критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2009 год, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Разделом I Программы также закреплено, что в рамках этих территориальных программ за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования и призыве на военные сборы, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено бесплатное проведение медицинского обследования граждан при их постановке на воинский учет и призыве на военную службу. При этом компенсация гражданам расходов на медицинское обследование, проведенное за счет дополнительных медицинских и иных услуг на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством, не предусмотрена.
С учетом изложенного военные комиссариаты не наделены правом направлять граждан для проведения бесплатного медицинского обследования в любые учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Пунктами 4 и 6 статьи 6 Основ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования; формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение.
Следовательно, определение перечня медицинских учреждений, оказывающих в рамках территориальных программ бесплатную медицинскую помощь, в том числе при постановке граждан на воинский учет, призыве на военную службу, находится в компетенции субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в себя, в частности, явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации. В силу статьи 9 названного Федерального закона руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации также принимает решение о создании комиссий по постановке граждан на воинский учет в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Указанным Федеральным законом также предусмотрено, что в состав призывной комиссии включается глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии (пункт 1 статьи 27).
Пунктом 21 Положения на руководителей территориальных органов управления здравоохранением, руководителей медицинских организаций и военных комиссаров возложена обязанность обеспечить своевременное медицинское обследование (лечение) граждан.
Таким образом, глава органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) вправе утвердить перечень медицинских учреждений, в которых будет проводиться обследование (лечение) призывников в период работы призывной комиссии субъекта Российской Федерации, а глава местного самоуправления - перечень медицинских учреждений, в которых будет проводиться обследование (лечение) призывников в период работы призывной комиссии.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
А.В.А. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 10 июня 2009 г. N ГКПИ09-515
Текст решения официально опубликован не был