Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию ООО "Строительное управление - 881" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2008 года, от 7 февраля 2008 года и от 31 марта 2008 года отменены решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и ООО "Строительное управление - 881" отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительными торгов по размещению муниципальных заказов в форме открытых конкурсов на строительство сетей водоснабжения и на строительство и реконструкцию дорог, а также о признании недействительным размещения государственного заказа в виде заключения государственного контракта с единственным участником конкурса на строительство автомобильной дороги.
Признав обоснованными выводы арбитражного суда первой инстанции о неправомерности отказа в допуске истца к участию в конкурсах, поскольку реестр недобросовестных поставщиков в Ханты-Мансийском автономном округе в период проведения конкурсов не велся, суд апелляционной инстанции, однако, не нашел оснований для признания торгов недействительными. Со ссылкой на часть 5 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статью 449 ГК Российской Федерации суд апелляционной инстанции указал, что признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного по результатам торгов, поскольку же такие договоры частично исполнены, признание торгов недействительными не приведет к восстановлению истца в правах участника торгов; законодательство предусматривает иные способы защиты прав, нарушенных незаконными действиями конкурсных комиссий, и не исключает предъявление иска о взыскании понесенных убытков. Суд отметил также, что на период проведения конкурсов названный Федеральный закон не предусматривал возможность признания судом торгов недействительными по такому основанию, как неправомерный отказ лицу в допуске к участию в конкурсе. К аналогичным выводам суд пришел и при проверке законности и обоснованности решения по делу о признании недействительным размещения государственного заказа в виде заключения контракта с единственным участником конкурса.
В удовлетворении кассационных и надзорных жалоб по всем четырем делам истцу было отказано.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Строительное управление - 881" просит признать противоречащими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 8, 18, 19, 34, 45, 46 и 55, пункт 1 статьи 449 ГК Российской Федерации о последствиях нарушения правил проведения торгов и часть 5 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" о последствиях нарушения установленных данным Федеральным законом положений о размещении заказа. По мнению заявителя, оспариваемые законоположения позволяют арбитражным судам отказывать заинтересованным лицам, права которых были нарушены незаконным отказом в допуске к участию в торгах, в признании этих торгов недействительными в случае, если невозможно применить последствия недействительности сделок, заключенных по их результатам. Кроме того, заявитель просит признать неконституционным пункт 1 статьи 449 ГК Российской Федерации в той мере, в какой он обусловливает возможность удовлетворения иска о признании торгов недействительными возможностью признания недействительными заключенных по их итогам сделок и возможностью применения последствий недействительности этих сделок и предполагает обязательное рассмотрение таких требований в совокупности, в том числе по инициативе суда.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положение пункта 1 статьи 449 ГК Российской Федерации о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, по существу воспроизведенное применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 ГК Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Доводы же заявителя о неконституционности оспариваемых законоположений как не позволяющих заинтересованному лицу добиваться в судебном порядке признания недействительным самого размещения заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, по сути, направлены на проверку законности и обоснованности состоявшихся судебных решений с учетом фактических обстоятельств конкретных дел, что не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, установленные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление - 881", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 739-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление - 881" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 5 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Текст Определения официально опубликован не был