Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
от 22 марта 2013 г. N 1621
Долгосрочная целевая программа
"Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Энгельсском муниципальном районе на 2013-2020 годы"
3 июня, 20 августа, 16 декабря 2013 г.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 16 декабря 2013 г. N 7243 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт долгосрочной целевой Программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Энгельсском муниципальном районе на 2013-2020 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и реквизиты муниципального правового акта) |
Постановление администрации Энгельсского муниципального района от 08.11.2012 года N 5951 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Энгельсском муниципальном районе на 2013-2020 годы" |
Нормативно-правовое основание дли разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29.12.2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"; постановление Правительства Саратовской области от 07.09.2012 года N 544-П "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2020 годы" |
Заказчик Программы |
Управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Энгельсского муниципального района |
Разработчик Программы |
Управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Энгельсского муниципального района |
Исполнители Программы |
Управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Энгельсского муниципального района, комитет по образованию и молодежной политике администрации Энгельсского муниципального района, комитет по здравоохранению администрации Энгельсского муниципального района, управление культуры администрации Энгельсского муниципального района, комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района, управление капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие деятельность на территории Энгельсского муниципального района (по согласованию), предприятия пищевой перерабатывающей промышленности, осуществляющие деятельность на территории Энгельсского муниципального района (по согласованию), муниципальное учреждение здравоохранения "Энгельсская районная больница" |
Цели и задачи Программы |
Цели Программы: - устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий Энгельсского муниципального района; - обеспечение роста объемов производства основных видов продукции агропромышленного комплекса, повышение ее качества. Основные задачи: - повышение уровня и качества жизни сельского населения; - повышение эффективности производства на территории района основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов; - повышение уровня технической и технологической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности на основе модернизации производства; - развитие мелиоративного комплекса, за счет реконструкции орошаемых земель и ввода в оборот восстановленных участков. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2013-2020 годы, в восемь этапов: I этап - 2013 год, II этап - 2014 год, III этап - 2015 год, IV этап - 2016 год, V этап - 2017 год, VI этап - 2018 год, VII этап - 2019 год, VIII этап - 2020 год. |
Перечень подпрограмм |
нет |
Объемы и источники финансирования |
общий объем финансового обеспечения Программы на 2013-2020 годы составляет 1276619,8 тыс. рублей (прогнозно), в том числе: |
средства федерального бюджета (прогнозно) - 368321,1 тыс. рублей. | |
средства областного бюджета (прогнозно) - 489833,0 тыс. рублей. | |
средства местного бюджета (прогнозно) - 290825,7 тыс. рублей. | |
средства внебюджетных источников (прогнозно) - 127640,0 тыс. рублей | |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы |
В результате реализации мероприятий Программы к 2020 году в Энгельсском муниципальном районе прогнозируется: ввод (приобретение) 11,6 тыс. кв.м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 6,6 тыс. кв.м - для молодых семей и молодых специалистов; ввод в действие одного общеобразовательного учреждения; ввод в действие 3-х дошкольных образовательных учреждений; открытие трех фельдшерско-акушерских пунктов; ввод в действие 3-х учреждений культурно-досугового типа; газификация 4-х сельских населенных пунктов; реконструкция систем водоснабжения в 19 сельских населенных пунктах; рост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) на 23,6 процента к уровню 2012 года; увеличение площади полива мелиорируемых земель сельскохозяйственного назначения в 2,2 раза (с 9, 1 до 20 тыс. га); доведение среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве с 11,1 тыс. рублей в 2012 году до 20,7 тыс. рублей в 2020 году. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации целевых программ в Энгельсском муниципальном районе от 06.04.2010 года N 2105. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Энгельсский район является одним из крупнейших аграрных районов Саратовской области и имеет значительный потенциал по производству продовольствия.
В районе функционируют 34 коллективных сельскохозяйственных предприятия, 140 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, более 18 тысяч личных подсобных хозяйств. Для большинства категорий хозяйств независимо от организационно-правовой формы, характерна частная собственность совместной и долевой модификаций.
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 210,3 тыс. гектаров. Из них 196,4 тыс. гектаров занимают сельхозугодия, в том числе пашня - 160,4 тыс. гектаров, наиболее распространенные почвы - темно- и светло-каштановые, сумма годовых осадков 360 мм.
Энгельсские сельхозтоваропроизводители и предприятия пищевой перерабатывающей промышленности являются участниками таких целевых программ, как: долгосрочная областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2020 годы, областная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на 2006-2010 годы и на период до 2013 года", областная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" и областная целевая программа "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы".
В последние годы, в соответствии с требованиями рынка, значительные изменения претерпела структура посевных площадей: введены в севооборот такие культуры, как рыжик, сафлор, лен масличный, соя, расширены площади кукурузы на зерно, зернобобовых, кормовых, овощных культур и картофеля. Энгельсский муниципальный район на протяжении ряда последних лет является лидером по производству овощей и картофеля в Саратовской области. С 2011 года производится более 100 тыс. тонн овощной продукции в год.
Активизированы процессы технической модернизации производства - за период с 2008 по 2012 год приобретено 113 ед. тракторов, 52 зерноуборочных комбайна, 4 кормоуборочных комбайна, более 300 единиц навесного оборудования.
За последние 5 лет проведена реконструкция орошаемых земель на площади 6,5 тыс. га. Сельхозтоваропроизводителями приобретено более 60 дождевальных машин, в ряде хозяйств внедрена система капельного орошения.
Положительная динамика наблюдается в развитии наиболее эффективного мясного скотоводства. Поголовье крупного рогатого скота мясного направления увеличилось за 2008-2012 годы в 5,2 раза.
За 5 лет хозяйствами коллективного сектора приобретено 3,6 тыс. голов сельскохозяйственных животных всех видов, в том числе племенных - 1,7 тыс. голов. Увеличение доли племенного и улучшенного скота в структуре стада оказало значительное влияние на рост продуктивности животных: надой на 1 фуражную корову вырос на 12,6%, среднесуточный привес крупного рогатого скота - на 11,4%, среднесуточный привес свиней - на 7,9%. На базе ООО "Время-91" создан племенной репродуктор по разведению свиней крупной белой породы.
В 2012 году группой компаний "Ко питания" начата реализация крупного инвестиционного проекта по строительству свинокомплекса на территории Безымянского муниципального образования. Ввод объекта позволит ежегодно производить до 12 тысяч тонн мяса в живом весе, создаст рабочие места для сельских жителей.
В 2012 году начата комплексная реконструкция производственной базы ООО "Покровская птицефабрика".
Динамично развивается пищевая перерабатывающая промышленность, ряд предприятий принимает участие в реализации мероприятий областной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы". Проводятся мероприятия по техническому перевооружению производства, реконструкции цехов, модернизации технологического оборудования, расширению ассортимента, улучшению качества продукции.
В районе выпускаются все основные продукты питания, предусмотренные продовольственным балансом, за исключением риса и сахара. Производимые объемы продукции позволяют полностью удовлетворить потребность населения района в муке, крупе, макаронных, кондитерских изделиях, масле растительном и животном, рыбе соленой.
Произошли положительные изменения в социальной сфере. В результате реализации мероприятий областной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года улучшили жилищные условия 188 сельских семей (в том числе 48 - строительство нового жилья), из которых 134 - молодые семьи и молодые специалисты. Было приобретено и построено 11,7 тыс. кв.м жилья.
С целью качественного обеспечения сельского населения питьевой водой в 10 населенных пунктах проведена реконструкции линейной части водопроводных сетей с заменой изношенных стальных трубопроводов на полиэтиленовые протяженностью более 70 километров. Газифицировано с. Малая Тополевка. Построена школа в с. Шумейка на 176 учащихся Разработана проектно-сметная документация для строительства школы на 176 мест с пристроенным детским садом на 40 мест в с. Безымянное.
Несмотря на отмеченные позитивные изменения в результате реализации муниципальной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Энгельсского муниципального района" на 2008-2012 годы и участия в реализации государственных и ведомственных целевых программ в агропромышленном комплексе района за 2008-2012 годы, не все намеченные целевые ориентиры были достигнуты, и остается нерешенным целый спектр проблем.
Требуют большего внимания вопросы повышения эффективности землепользования, совершенствования системы земледелия, внедрения современных технологий в растениеводстве и животноводстве, развития орошения, формирования эффективной структуры производства сельскохозяйственной продукции, отвечающей потребностям рынка и позволяющей динамично развиваться сельскохозяйственным предприятиям.
Недостаточным остается уровень применения сельхозтоваропроизводителями минеральных и органических удобрений. Данные станции агрохимической службы свидетельствуют, что в целом по району складывается отрицательный баланс питательных веществ в почве.
Несмотря на проводимые в последние годы мероприятия по модернизации сельскохозяйственного производства, в машинно-тракторном парке сельскохозяйственных предприятий еще остается большое количество физически и морально устаревшей техники.
Среди причин, сдерживающих развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, необходимо отметить низкие темпы внедрения новых технологий, технического перевооружения и модернизации производства.
Низкий уровень социального обустройства, по-прежнему является причиной непривлекательности проживания в сельской местности. Так, темп роста населения города Энгельса с 2008 по 2012 годы составил 104,2%, тогда как, за аналогичный период, сельского населения района - лишь 101,8%, причем в основном за счет миграции. Актуальным остается вопрос привлечения в агропромышленный комплекс квалифицированной рабочей силы и обновления кадров.
Развитие сферы АПК носит системный, межотраслевой, социально-экономический характер и вопрос развития отраслей агропромышленного комплекса и сельских территорий района требует решения программными методами путем организации комплекса взаимосвязанных мероприятий.
2. Основные цели и задачи реализации Программы
Целями Программы являются:
- обеспечение роста объемов производства основных видов продукции агропромышленного комплекса, повышение ее качества;
- устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий Энгельсского муниципального района.
Основные задачи:
- повышение уровня и качества жизни сельского населения;
- повышение эффективности производства на территории района основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов;
- повышение уровня технической и технологической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий пищевой перерабатывающей промышленности на основе модернизации производства;
- развитие мелиоративного комплекса за счет реконструкции орошаемых земель и ввода в оборот восстановленных участков.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Настоящая программа разработана на период 2013-2020 годов, реализуется в восемь этапов:
I этап - 2013 год,
II этап - 2014 год,
III этап - 2015 год,
IV этап - 2016 год,
V этап - 2017 год,
VI этап - 2018 год,
VII этап - 2019 год,
VIII - этап - 2020 год.
4. Система программных мероприятий
В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим основным направлениям:
- развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
- развитие подотрасли растениеводства и переработки продукции растениеводства;
- развитие подотрасли животноводства и переработки продукции животноводства;
- техническое оснащение и технологическая модернизация агропромышленного комплекса;
- поддержка малых форм хозяйствования;
- кадровое обеспечение агропромышленного комплекса.
Перечень программных мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности отражен в приложении 1 к настоящей Программе.
4.1. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности
Устойчивое развитие сельских территорий Энгельсского муниципального района - одно из основных направлений Программы, целью которой является выведение сельских территорий на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических и социальных задач при сохранении природно-ресурсного потенциала сельской местности.
Сельское хозяйство в большинстве сельских населенных пунктов по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей, что обусловлено неразвитостью на селе альтернативных сфер деятельности. Уровень жизни сельского населения остается ниже городского. Низкая оплата труда, при недостаточном уровне оказания социальных услуг, и необеспеченность комфортным жильем создают для населения, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности.
Образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют значительную часть всех образовательных учреждений района. Техническое состояние ряда сельских школ и детских садов не отвечает современным образовательным стандартам как по набору помещений, так и по их комплектности. Между тем, от наличия образовательных учреждений и состояния образования в конкретном населенном пункте напрямую зависит его дальнейшее развитие и привлекательность для проживания.
Основной целью развития системы здравоохранения в сельской местности является снижение заболеваемости населения посредством повышения качества и доступности медицинских услуг, что возможно осуществить за счет расширения охвата населения первичной медицинской помощью путем строительства фельдшерско-акушерских пунктов.
Обеспечение доступности и расширение перечня услуг для сельского населения в области культуры, создание благоприятных условий для творческой деятельности, а также сокращение числа сельских жителей, не охваченных услугами организаций культуры, является не менее значимым аспектом социального развития села. На сегодняшний день ряд домов досуга находятся в состоянии близком к аварийному. Проведение капитального и текущего ремонта, ввиду ветхости конструкций, является нецелесообразным. Строительство новых домов досуга в сельской местности является необходимым условием для осуществления их деятельности.
Одной из основных проблем жилищно-коммунального сектора сельских поселений является высокий физический износ систем централизованного водоснабжения. Наиболее распространенным показателем низкого качества питьевой воды считается повышенное содержание солей и железа, что является следствием изношенности трубопроводов. В результате, в ряде сел, население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей ГОСТу "Вода питьевая". Проведение реконструкции систем водоснабжения в сельских населенных пунктах путем замены изношенных стальных трубопроводов на полиэтиленовые, позволит не только улучшить качество поставки воды населению, но и снизить число аварийных ситуаций на инженерных сетях.
Дальнейшую поддержку развития сельских территорий Энгельсского муниципального района предполагается осуществлять по следующим основным направлениям.
4.1.1. Улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов
Реализация мероприятий направлена на удовлетворение потребностей всех групп сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни.
В результате реализации мероприятий (прогнозно) будет введено (приобретено) 11,6 тыс. кв.м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 6,6 тыс. кв.м - для молодых семей и молодых специалистов.
Динамика ввода и приобретения жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов
Год |
Число семей, улучшивших жилищные условия (прогноз) |
Объем ввода жилья, кв.м (прогноз) |
Объем финансирования (прогноз), тыс. руб. |
|||
Всего |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Внебюджетные источники |
|||
2013 |
24 |
1282 |
31108,6 |
9332,6 |
12443,4 |
9332,6 |
2014 |
25 |
1346 |
33396,0 |
10018,8 |
13358,4 |
10018,8 |
2015 |
26 |
1384 |
35086,3 |
10525,9 |
14034,5 |
10525,9 |
2016 |
26 |
1422 |
36835,0 |
11050,5 |
14734,0 |
11050,5 |
2017 |
27 |
1462 |
38714,7 |
11614.4 |
15485,9 |
11614,4 |
2018 |
28 |
1500 |
40586,7 |
12176,0 |
16234,7 |
12176,0 |
2019 |
28 |
1537 |
42522,1 |
12756,6 |
17008,9 |
12756,6 |
2020 |
32 |
1731 |
48937,4 |
14681,2 |
19575,0 |
14681,2 |
Итого: |
216 |
11664 |
307186,8 |
92156,0 |
122874,8 |
92156,0 |
4.1.2. Развитие на селе сети образовательных учреждений
Реализация мероприятий направлена на повышение общедоступности и качества образования в сельской местности, стимулирование улучшения демографической ситуации на селе, обеспечение сохранения и развития сельских территорий.
В рамках мероприятия предусматривается:
строительство школы на 176 мест с пристроенным детским садом на 40 мест в с. Безымянное;
строительство детских садов в пос. Пробуждение на 140 мест, в с. Квасниковка на 80 мест, в пос. Новопушкинское на 80 мест.
Информация о пообъектном финансировании
Мероприятие |
Год |
Объем финансирования |
в том число за счет средств |
||
федерального бюджета |
областного бюджета |
местного бюджета |
|||
Строительство школы в селе Безымянное на 176 ученических мест с пристроенным детским садом на 40 мест |
Всего: |
220000 |
66000 |
88000 |
66000 |
2014 |
70000 |
21000 |
28000 |
21000 |
|
2015 |
70000 |
21000 |
28000 |
21000 |
|
2016 |
80000 |
24000 |
32000 |
24000 |
|
Строительство детского сада в пос. Пробуждение на 140 мест: |
Всего: |
109800 |
34860 |
46480 |
38460 |
проектно-изыскательские работы |
2016 |
3600 |
0 |
0 |
3600 |
строительство |
2017 |
116200 |
34860 |
46480 |
34860 |
Строительство детского сада в с. Квасниковка на 80 мест: |
Всего: |
98500 |
28500 |
38000 |
32000 |
проектно-изыскательские работы |
2017 |
3500 |
0 |
0 |
3500 |
строительство |
2018 |
95000 |
28500 |
38000 |
28500 |
Строительство детского сада в пос. Новопушкинское на 80 мест: |
Всего: |
98500 |
28500 |
38000 |
32000 |
проектно-изыскательские работы |
2019 |
3500 |
0 |
0 |
3500 |
строительство |
2020 |
95000 |
28500 |
38000 |
28500 |
Итого: |
|
536800 |
157860 |
210480 |
168460 |
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 20 августа 2013 г. N 4870 пункт 4.1.3 подраздела 4.1 раздела 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4.1.3. Улучшение медицинского обслуживания сельского населения
Реализация мероприятий направлена на развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности, обеспечение и совершенствование первичной медико-санитарной помощи на селе.
В результате реализации мероприятий будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения за счет открытия трех фельдшерско-акушерских пунктов (пос. им. К.Маркса, с. Степное, с. Новая Терновка).
4.1.4. Развитие сети культурно-досуговых учреждений на селе
Реализация мероприятий направлена на сохранение и развитие сельского образа жизни, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурно-досуговым учреждениям.
Реализация мероприятий позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения учреждениями культуры и отдыха за счет ввода в трех сельских населенных пунктах культурно-досуговых учреждений на 200 мест (с. Заветное, с. Широкополье, с. Смеловка).
Информация о пообъектном финансировании
Мероприятие |
Год |
Объем финансирования, тыс. руб. |
в том числе за счет средств |
||
федерального бюджета |
областного бюджета |
местного бюджета |
|||
Строительство дома досуга "Заветновский" на 100 мест: |
Всего: |
46800 |
13500 |
18000 |
15300 |
проектно-изыскательские работы |
2015 |
1800 |
0 |
0 |
1800 |
строительство |
2016 |
45000 |
13500 |
18000 |
13500 |
Строительство дома досуга "Широкопольский" на 50 мест: |
Всего: |
28200 |
8190 |
10920 |
9090 |
проектно-изыскательские работы |
2017 |
900 |
0 |
0 |
900 |
строительство |
2018 |
27300 |
8190 |
10920 |
8190 |
Строительство дома досуга "Смеловский" на 50 мест: |
Всего: |
28200 |
8190 |
10920 |
9090 |
проектно-изыскательские работы |
2019 |
900 |
0 |
0 |
900 |
строительство |
2020 |
27300 |
8190 |
10920 |
8190 |
Итого: |
|
103200 |
29880 |
398840 |
33480 |
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 16 декабря 2013 г. N 7243 пункт 4.1.5 подраздела 4.1 раздела 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4.1.5. Развитие газификации в сельской местности
Реализация мероприятий направлена на повышение уровня снабжения сетевым газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности. В рамках осуществления мероприятия предусматривается газификация пос. Взлетный, с. Новая Терновка, с. Подгорное и пос. Долинный.
Информация о пообъектном финансировании
Мероприятие |
Год |
Объем финансирования, тыс. руб. |
в том числе за счет средств |
|||
федерального бюджета |
областного бюджета |
местного бюджета |
внебюджетные источники |
|||
Газификация пос. Взлетный |
Всего: |
122,8 |
36 |
74 |
12,8 |
0 |
строительство |
2013 |
122,8 |
36 |
74 |
12,8 |
0 |
газификация с. Новая Терновка: |
Всего: |
19616 |
5658 |
7544 |
6414 |
0 |
проектно-изыскательские работы |
2013 |
756,0 |
0 |
0 |
756,0 |
0 |
строительство |
2014 |
18860 |
5658 |
7544 |
5658 |
0 |
газификация с. Подгорное: |
Всего: |
15500 |
1500 |
2000 |
1500 |
10500 |
строительство |
2016 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
0 |
строительство межпоселкового газопровода |
2016 |
10500 |
0 |
0 |
0 |
10500 |
газификация пос. Долинный: |
Всего: |
32264 |
1104 |
1472 |
4704 |
24984 |
проектно-изыскательские работы |
2016 |
3600 |
0 |
0 |
3600 |
0 |
строительство |
2017 |
3680 |
1104 |
1472 |
1104 |
0 |
строительство межпоселкового газопровода |
2017 |
24984 |
0 |
0 |
0 |
24984 |
Итого: |
|
67502,8 |
8298 |
11090 |
12630,8 |
35484 |
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 16 декабря 2013 г. N 7243 пункт 4.1.6 подраздела 4.1 раздела 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4.1.6. Развитие водоснабжения в сельской местности
Реализация мероприятия направлена на качественное обеспечение сельского населении питьевой водой, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и улучшение социально-экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных ресурсов.
В рамках осуществления мероприятия предусматривается строительство и реконструкция систем водоснабжения протяженностью 110 км в 19 сельских населенных пунктах.
Кроме того, предусматривается проведение проектно-изыскательских работ и строительства трех станций обезжелезивания в с. Красный Яр, которое позволит улучшить качество поставляемой воды.
Информация о пообъектном финансировании
Место строительства |
Срок |
Объем финансирования, тыс. рублей |
в том числе за счет средств |
||
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
|||
Итого: |
2013-2020 |
239635,6 |
73727,1 |
95546,2 |
70362,3 |
2013 |
33277,6 |
13479,1 |
15214,2 |
4584,3 |
|
2014 |
28068 |
7448 |
9932 |
10688 |
|
2015 |
31000 |
9300 |
12400 |
9300 |
|
2016 |
26810 |
7500 |
10000 |
9310 |
|
2017 |
30000 |
9000 |
12000 |
9000 |
|
2018 |
30000 |
9000 |
12000 |
9000 |
|
2019 |
30480 |
9000 |
12000 |
9480 |
|
2020 |
30000 |
9000 |
12000 |
9000 |
|
нос. Новопушкинское |
2013-2019 |
31569 |
9000 |
12000 |
10569 |
проектно-изыскательские работы |
2013 |
1569 |
0 |
0 |
1569 |
реконструкция |
2014 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
реконструкция |
2015 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
реконструкция |
2016 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
реконструкция |
2017 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
реконструкция |
2018 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
реконструкция |
2019 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
с. Красноармейское |
2013-2016 |
15485 |
4410 |
5880 |
5195 |
проектно-изыскательские работы |
2013 |
785 |
0 |
0 |
785 |
реконструкция |
2014 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
реконструкция |
2015 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
реконструкция |
2016 |
4700 |
1410 |
1880 |
1410 |
с. Подстепное |
2013-2018 |
14660 |
4170 |
5560 |
4930 |
проектно-изыскательские работы |
2013 |
760 |
0 |
0 |
760 |
реконструкция |
2014 |
3800 |
1140 |
1520 |
1140 |
реконструкция |
2015 |
2500 |
750 |
1000 |
750 |
реконструкция |
2016 |
2500 |
750 |
1000 |
750 |
реконструкция |
2017 |
2500 |
750 |
1000 |
750 |
реконструкция |
2018 |
2600 |
780 |
1040 |
780 |
с. Первомайское |
2013-2016 |
10110 |
2880 |
3840 |
3390 |
проектно-изыскательские работы |
2013 |
510 |
0 |
0 |
510 |
реконструкция |
2014 |
3700 |
1110 |
1480 |
1110 |
реконструкция |
2015 |
3000 |
900 |
1200 |
900 |
реконструкция |
2016 |
2900 |
870 |
1160 |
870 |
с. Калинино |
2013-2017 |
1390 |
390 |
520 |
480 |
проектно-изыскательские работы |
2013 |
90 |
0 |
0 |
90 |
реконструкция |
2014 |
1300 |
390 |
520 |
390 |
с. Красный Яр |
2013-2014 |
20118,8 |
7167,1 |
9393,2 |
3558,5 |
реконструкция |
2013 |
8990,8 |
3919,1 |
5061,2 |
10,5 |
реконструкция |
2014 |
4828 |
1448 |
1932 |
1448 |
проектно-изыскательские работы для строительства трех станций обезжелезивания |
2014 |
300 |
0 |
0 |
300 |
строительство трех станций обезжелезивания |
2015 |
6000 |
1800 |
2400 |
1800 |
с. Ленинское |
2013 |
330,5 |
330,5 |
0 |
0 |
реконструкция |
2013 |
330,5 |
330,5 |
0 |
0 |
с. Титоренко |
2013 |
4975,9 |
2272 |
2698,3 |
5,6 |
реконструкция |
2013 |
4975,9 |
2272 |
2698,3 |
5,6 |
пос. Прилужный |
2019 2020 |
5080 |
1380 |
1840 |
I860 |
проектно-изыскательские работы |
2019 |
480 |
0 |
0 |
480 |
реконструкция |
2020 |
4600 |
1380 |
1840 |
1380 |
пос. Придорожный |
2013 |
5310,3 |
2414,4 |
2889,9 |
6 |
реконструкция |
2013 |
5310,3 |
2414,4 |
2889,9 |
6 |
с. Заветное |
2013 |
6415,4 |
2540,8 |
3031,6 |
843 |
реконструкция |
2013 |
6415,4 |
2540,8 |
3031,6 |
843 |
с. Березовка |
2014-2019 |
24780 |
7080 |
9440 |
8260 |
проектно-изыскательские работы |
2014 |
1180 |
0 |
0 |
1180 |
реконструкция |
2015 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
реконструкция |
2016 |
5300 |
1590 |
2120 |
1590 |
реконструкция |
2017 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
реконструкция |
2018 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
реконструкция |
2019 |
3300 |
990 |
1320 |
990 |
с. Генеральское |
2014-2018 |
9660 |
2760 |
3680 |
3220 |
проектно-изыскательские работы |
2014 |
460 |
0 |
0 |
460 |
реконструкция |
2015 |
2500 |
750 |
1000 |
750 |
реконструкция |
2016 |
2500 |
750 |
1000 |
750 |
реконструкция |
2017 |
2100 |
630 |
840 |
630 |
реконструкция |
2018 |
2100 |
630 |
840 |
630 |
с. Кирово |
2014-2019 |
11760 |
3360 |
4480 |
3920 |
проектно-изыскательские работы |
2016 |
560 |
0 |
0 |
560 |
реконструкция |
2017 |
2200 |
660 |
880 |
660 |
реконструкция |
2018 |
4200 |
1260 |
1680 |
1260 |
реконструкция |
2019 |
4800 |
1440 |
1920 |
1440 |
с. Голубьевка |
2014 |
1200 |
360 |
480 |
360 |
реконструкция |
2014 |
1200 |
360 |
480 |
360 |
с. Степное |
2015-2020 |
26250 |
7500 |
10000 |
8750 |
проектно-изыскательские работы |
2016 |
1250 |
0 |
0 |
1250 |
реконструкция |
2017 |
2900 |
870 |
1160 |
870 |
реконструкция |
2018 |
3200 |
960 |
1280 |
960 |
реконструкция |
2019 |
8900 |
2670 |
3560 |
2670 |
реконструкция |
2020 |
10000 |
3000 |
4000 |
3000 |
с. Воскресенка |
2014-2020 |
21900 |
6180 |
8240 |
7480 |
проектно-изыскательские работы |
2014 |
1300 |
0 |
0 |
1300 |
реконструкция |
2015 |
2000 |
600 |
800 |
600 |
реконструкция |
2016 |
2100 |
630 |
840 |
630 |
реконструкция |
2017 |
5600 |
1680 |
2240 |
1680 |
реконструкция |
2018 |
2900 |
870 |
1160 |
870 |
реконструкция |
2019 |
3000 |
900 |
1200 |
900 |
реконструкция |
2020 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
с. Линовка |
2013-2020 |
25540,7 |
8602,3 |
10333,2 |
6605,2 |
реконструкция |
2013 |
3540,7 |
2002,3 |
1533,2 |
5,2 |
реконструкция |
2017 |
4700 |
1410 |
1880 |
1410 |
реконструкция |
2018 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
реконструкция |
2019 |
5000 |
1500 |
2000 |
1500 |
реконструкция |
2020 |
7300 |
2190 |
2920 |
2190 |
с. Осиновка |
2020 |
3100 |
930 |
1240 |
930 |
реконструкция |
2020 |
3100 |
930 |
1240 |
930 |
4.2. Развитие подотрасли растениеводства и переработки продукции растениеводства
Целью реализации мероприятий данного направления является обеспечение населения высококачественной продукцией собственного производства и формирование устойчивой кормовой базы для животноводства.
В последние годы, в соответствии с требованиями рынка, значительные изменения претерпела структура посевных площадей: введены в севооборот такие культуры, как рыжик, сафлор, лен масличный, расширены площади кукурузы на зерно, зернобобовых культур, сои, кормовых, овощных культур и картофеля. Приведены в соответствие с научно обоснованной системой земледелия посевные площади подсолнечника.
Энгельсский муниципальный район на протяжении ряда последних лет является лидером по производству овощей и картофеля в Саратовской области. С 2011 года производится более 100 тыс. тонн овощной продукции, что более чем в 3 раза превышает, согласно продовольственному балансу, потребность населения района.
Производство перерабатывающими предприятиями района таких продуктов питания, как мука пшеничная, макаронные, кондитерские изделия, масло растительное позволяют полностью обеспечивать потребность населения. Одновременно, с целью обеспечения конкурентоспособности продукции, необходима техническая и технологическая модернизация в перерабатывающих отраслях.
Развитие подотрасли растениеводства и переработки продукции растениеводства предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
- эффективное использование сельскохозяйственных угодий и поддержание почвенного плодородия,
- вовлечение неиспользуемых пахотных угодий в сельскохозяйственный оборот,
- оптимизация структуры посевных площадей и освоение научно обоснованных систем земледелия,
- применение органических и минеральных удобрений,
- соблюдение комплекса мер защиты растений,
- развитие орошаемого земледелия,
- техническая и технологическая модернизация производства.
4.2.1. Развитие производства зерновых и зернобобовых культур
Мероприятия по развитию производства зерновых и зернобобовых культур направлены на обеспечение потребности района в продовольственном зерне и животноводства в зернофураже.
Зерновое производство является одним из основных направлений в развитии растениеводства района. Повышение эффективности зернового производства возможно при системном, комплексном подходе, который предусматривает:
- совершенствование структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур с учетом их экономической эффективности и требований рынка,
- расширение посевов наиболее урожайных озимых культур, зерновой кукурузы, как наиболее урожайной и экономически выгодной зернофуражной культуры, зернобобовых культур с целью увеличения производства растительного белка,
- обеспечение сортосмены и сортообновления сельскохозяйственных культур,
- внедрение новых сортов и гибридов,
- освоение ресурсосберегающих технологий, с использованием многооперационных сельскохозяйственных машин,
- применение интегрированной системы защиты растений,
- рациональное использование органических и минеральных удобрений.
В результате реализации мероприятий Программы годовые объемы производства зерна возрастут с 60,6 тыс. тонн в 2012 году до 110,7 тыс. тонн в 2020 году.
4.2.2. Развитие производства технических культур
Приоритетом осуществления мероприятий по развитию производства технических культур является обеспечение стабильного производства масличных культур для переработки и поддержания доходности сельхозтоваропроизводителей.
Для обеспечения стабильного производства технических культур предусматривается:
- оптимизация посевных площадей подсолнечника в соответствии с агротехническими требованиями,
- увеличение площади возделывания сои, сафлора, льна масличного, озимого рыжика и др. культур,
- использование высококачественного семенного материала,
- применение органических и минеральных удобрений,
- проведение мероприятий по защите растений.
В результате реализации мероприятий Программы расширится ассортимент, и увеличатся объемы производства продуктивных масличных культур.
4.2.3. Развитие производства овощебахчевых культур и картофеля
Целью развития производства овощебахчевых культур и картофеля является обеспечение населения высококачественной продукцией и перерабатывающих предприятий сырьем.
Для ее достижения предусматривается реализация следующих мероприятий:
- внедрение новых сортов и гибридов овощебахчевых культур и картофеля, в том числе предназначенных для длительного хранения и промышленной переработки,
- использование передовых технологий возделывания,
- совершенствование системы орошения,
- применение интегрированной системы защиты растений и внесения удобрений,
- внедрение в производство высокотехнологичных машин и оборудования.
В результате реализации мероприятий Программы расширится ассортимент овощебахчевых культур и картофеля, годовые объемы производства овощей возрастут с 107,4 тыс. тонн в 2012 году до 122,1 тыс. тонн в 2020 году (на 13,7%), картофеля - с 33,6 тыс. тонн в 2012 году до 37,6 тыс. тонн в 2020 году (на 12%).
4.2.4. Развитие кормопроизводства
Основной задачей по развитию кормопроизводства является обеспечение животноводства высококачественными сбалансированными кормами.
Для ее реализации предусматривается комплекс мероприятий:
- оптимизация структуры посевных площадей кормовых культур, в том числе за счет увеличения посевов энергетически ценных кормовых культур;
- использование орошаемых площадей для выращивания высококачественных кормовых культур;
- организация культурных пастбищ на низкопродуктивных землях, не пригодных для возделывания сельскохозяйственных культур;
- рациональное использование естественных кормовых угодий.
Выполнение вышеперечисленных мероприятий Программы позволит в полном объеме обеспечить высококачественными сбалансированными кормами сельскохозяйственных животных всех категорий хозяйств.
4.2.5. Развитие садоводства, закладка и уход за многолетними насаждениями и виноградниками
Основной задачей по развитию садоводства и виноградарства является повышение обеспеченности плодово-ягодной продукцией населения и предприятий плодоовощной отрасли сырьем. Предусматривается следующий комплекс мероприятий:
- закладка многолетних плодово-ягодных насаждений и виноградников районированными сортами;
- применение передовых технологий возделывания плодовых насаждений и виноградников;
- применение эффективных способов полива;
- рациональное применение удобрений и средств защиты растений.
В результате реализации мероприятий, к 2020 году увеличатся площади многолетних плодовых насаждений на 54 га, виноградников на 8,5 га, что позволит расширить ассортимент и увеличить объемы производства продукции.
4.2.6. Развитие орошаемого земледелия
Решающим фактором эффективного ведения сельскохозяйственного производства в климатической зоне неустойчивого естественного увлажнения, к которой относится Энгельсский муниципальный район, является развитие орошения.
За период реализации долгосрочной целевой программы "Развитие сельскохозяйственного производства на территории Энгельсского муниципального района" на 2008-2012 годы, проведена реконструкция 6,5 тыс. га орошаемых земель, из них 3,8 тыс. га введено в оборот восстановленных участков. За 5 лет сельхозтоваропроизводителями приобретена 61 дождевальная машина нового поколения, на площади 620 га внедрена система капельного орошения, проложено более 40 км трубопровода.
В 2012 году в районе орошаемый клин составлял 9,1 тыс. га.
Целями проведения мероприятий по развитию орошения являются:
- обеспечение стабильных урожаев овощей и картофеля;
- создание устойчивой кормовой базы для животноводства;
- возделывание высокоэффективных культур (соя, зерновая кукуруза и т.д.);
- производство высокорепродуктивных семян сельскохозяйственных культур.
Для достижения поставленных целей необходимо:
- восстановление земель регулярного орошения путем проведения реконструкции действующих участков и ввода новых площадей;
- модернизация поливной техники и оборудования: приобретение новых дождевальных машин и агрегатов, систем капельного орошения, электрифицированных фронтальных машин, замена трубопроводов;
- сохранение и поддержание почвенного плодородия орошаемых земель.
Наименование мероприятия |
2012 год факт |
Целевые показатели по годам |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
Площадь орошаемых земель (нарастающим итогом),тыс. га |
9,1 |
9,8 |
11,5 |
13,0 |
14,6 |
16,4 |
18,4 |
19,4 |
20,0 |
Реконструкция (восстановление) орошаемых земель, тыс. га |
1,5 |
1,6 |
1,8 |
2,0 |
2,0 |
2,2 |
2,5 |
1,8 |
1,2 |
в т.ч. ввод новых участков, тыс. га |
0,6 |
0,7 |
1,7 |
1,5 |
1,6 |
1,8 |
2,0 |
1,0 |
0,6 |
Приобретение дождевальных машин и установок всего, ед. |
22 |
20 |
25 |
23 |
24 |
28 |
31 |
18 |
12 |
в т.ч. установок капельного орошения |
14 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
В результате реализации мероприятий Программы, площадь орошаемых земель сельскохозяйственного назначения возрастет с 9,1 тыс. га в 2012 году до 20 тыс. га в 2020 году. Сельскохозяйственными товаропроизводителями планируется приобретение 181 ед. дождевальных машин и установок, из них 32 - установки капельного орошения.
В структуре посевных площадей на поливных землях 16% будет занято овощными культурами, 4% - картофелем, зерновые культуры составят 20%, технические - 30%, кормовые - 30%, что позволит обеспечить эффективное использование орошаемых участков.
4.2.7. Развитие переработки продукции растениеводства
Целью реализации данных мероприятий является обеспечение населения высококачественными продуктами питания, производимыми из растительного сырья.
Для ее достижения предусматривается решение следующих задач:
- реконструкция и модернизация действующих предприятий пищевой перерабатывающей промышленности;
- увеличение объемов производства, повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции;
- развитие производства хлебобулочных и кондитерских изделий повышенной биологической ценности (диетических и обогащенных микронутриентами).
Реализация мероприятий позволит повысить конкурентоспособность предприятий, расширить ассортимент, увеличить объемы производства продукции.
4.3. Развитие подотрасли животноводства и переработки продукции животноводства
Животноводство - социально значимая отрасль, обеспечивающая население продуктами питания животного происхождения, а промышленность - сырьем.
В 2012 году обеспеченность населения животноводческой продукцией собственного производства, согласно балансу продовольствия района, составила: молоком - 54%, мясом - 32%, яйцом - 184%.
С целью формирования надежного продовольственного обеспечения населения, существует необходимость дальнейшего развития всех подотраслей животноводства в районе.
В 2012 году пищевые и перерабатывающие предприятия обеспечили жителей района, согласно продовольственному балансу, маслом животным на 111%, сырами на 105%, сметаной на 119%, творогом на 27%.
Крупные мясо- и молокоперерабатывающие предприятия района испытывают недостаток в сырье местного производства и вынуждены закупать его в других регионах и за рубежом.
Дальнейшее развитие подотрасли животноводства и переработки продукции животноводства предполагается осуществлять по следующим основным направлениям.
4.3.1. Развитие племенного животноводства
В рамках осуществления мероприятий по развитию племенного животноводства предусматривается:
- увеличение производства и реализации высококачественной племенной продукции за счет работы племрепродуктора по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы молочного направления ОПХ ФГНУ "ВолжНИИГиМ", племрепродуктора по разведению свиней крупной белой породы ООО "Время-91", создания племрепродуктора по разведению крупного рогатого скота герефордской породы мясного направления;
- совершенствование племенной работы, направленной на повышение племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных за счет проведения мероприятий по селекции в племрепродукторах;
- обеспечение породного обновления животных за счет приобретения сельхозтоваропроизводителям племенных производителей и маточного молодняка всех видов животных;
- закупка племенных яиц и суточных цыплят высокопродуктивных кроссов птицы яичного направления;
- эффективное использование имеющегося биопотенциала животных и птицы.
4.3.2. Развитие молочного скотоводства
В рамках осуществления мероприятия по развитию молочного скотоводства предусматривается:
- обеспечение роста поголовья крупного рогатого скота молочного направления за счет собственного воспроизводства и покупки высокопродуктивных животных хозяйствами коллективного сектора;
- повышение продуктивности коров и качества молока;
- проведение планомерной реконструкции молочно-товарных ферм;
- создание семейных животноводческих ферм молочного направления на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- развитие системы стабильного обеспечения отрасли молочного скотоводства высококачественными сбалансированными кормами, в том числе за счет увеличения производства сочных кормов, использования высокобелковых и энергоемких культур, приобретения кормоуборочной и кормоприготовительной техники.
В результате реализации мероприятий объем производства молока вырастет с 27,5 тыс. тонн в 2012 году до 32,4 тыс. тонн в 2020 году (на 17,6%).
4.3.3. Развитие мясного скотоводства
В рамках осуществления мероприятий по развитию мясного скотоводства предусматривается:
- формирование племенной базы мясного скотоводства;
- увеличение численности поголовья мясного скота;
- развитие семейных животноводческих ферм мясного направления на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- применение научно обоснованных технологий выращивания мясных и комбинированных пород крупного рогатого скота, предусматривающих рациональное и сбалансированное кормление с максимальным использованием пастбищных кормов;
- приобретение хозяйствами ресурсосберегающей, инновационной техники и оборудования для приготовления и раздачи кормов.
В результате реализации мероприятий годовые объемы производства мяса крупного рогатого скота на убой в живом весе возрастут с 320 тонн в 2012 году до 430 тыс. тонн в 2020 году (на 33%).
4.3.4. Развитие свиноводства
Одним из путей восстановления производства конкурентоспособной свинины является инвестиционно-инновационная модернизация производственной базы отрасли.
Для увеличения производства свинины предусматривается:
- строительство свинокомплекса проектной мощностью до 12 тыс. тонн мяса свиней (в живом весе) в год;
- развитие племенной базы свиноводства за счет внедрения эффективных методов разведения свиней в племрепродукторе по разведению свиней крупной белой породы;
- проведение планомерной реконструкции и модернизации свиноводческих предприятий;
- обеспечение устойчивой кормовой базы и полноценного кормления свиней;
- обеспечение мер по ветеринарной защите свиноводства.
В результате реализации мероприятий Программы увеличатся годовые объемы производства мяса на убой в живом весе с 2,0 тыс. тонн в 2012 году до 12,5 тыс. тонн в 2020 году (в 6,2 раза).
4.3.5. Развитие овцеводства
Мероприятия по развитию овцеводства будут направлены на сохранение традиционного уклада жизни и занятости сельского населения, развитие мясного и мясошерстного направлений.
Предполагается решение следующих задач:
- обеспечение роста производства мяса и шерсти за счет увеличения поголовья овец во всех категориях хозяйств, повышения их продуктивности;
- закупка высокопродуктивных животных;
- внедрение промышленного скрещивания с использованием баранов-производителей мясных пород;
совершенствование технологии воспроизводства путем внедрения поздневесеннего ягнения овцематок;
улучшение кормовой базы с максимальным использованием естественных сенокосов и пастбищ.
В результате реализации мероприятий годовые объемы производства мяса на убой в живом весе возрастут с 500 тыс. тонн в 2012 году до 600 тыс. тонн в 2020 году (на 7% к 2012 году).
4.3.6. Развитие птицеводства
Приоритетным направлением развития подотрасли является увеличение производства яйца в ООО "Покровская Птицефабрика", крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйствах.
Одним из главных направлений в обеспечении прироста производства яйца птицы в ООО "Покровская Птицефабрика" будет являться реконструкция производственных объектов с внедрением новых ресурсосберегающих технологий. Планируемые на птицефабрике мероприятия по использованию наиболее продуктивных кроссов яичного направления, совершенствование кормовой базы позволят обеспечить рост производства яйца.
В результате реализации мероприятий годовые объемы производства яиц увеличатся с 106,4 млн. шт. в 2012 году до 112,1 млн. шт. в 2020 году (на 5,3%).
4.3.7. Развитие прудового рыбоводства
В рамках осуществления мероприятий по развитию прудового рыбоводства предусматривается:
- восстановление и строительство новых специализированных питомных, зимовальных и нагульных прудов;
- проведение рыбоводно-мелиоративных работ и ремонта гидротехнических сооружений прудов;
- использование высококачественного посадочного материала;
- создание условий нагула для ремонтно-маточных стад путем выделения соответствующих производственных мощностей (прудов), внедрения прогрессивных методов кормления рыб, снижающих потери концентрированных кормов;
- проведение профилактических обработок прудов и рыбопосадочного материала.
4.3.8. Проведение противоэпизоотических мероприятий
Реализация мер по предупреждению инфекционных, паразитарных и массовых незаразных болезней животных и птицы будет осуществляться сельхозтоваропроизводителями при непосредственном участии ветеринарных служб и позволит обеспечить стойкое эпизоотическое благополучие в хозяйствах и населенных пунктах района.
Комплекс ветеринарно-санитарных мероприятий по сохранению эпизоотического благополучия на территории района предусматривает:
- организацию мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний незаразной этиологии, повышение сохранности поголовья, предупреждение бесплодия животных;
- организацию комплекса мероприятий по профилактике и ликвидации особо опасных инфекционных болезней животных;
- проведение мониторинга и ретроспективного анализа эпизоотической ситуации по особо опасным и социально значимым заболеваниям животных.
4.3.9. Развитие переработки продукции животноводства
Реализация мероприятий по развитию переработки продукции животноводства направлена на обеспечение населения района высококачественными мясными, молочными и рыбными продуктами.
В рамках осуществления мероприятий предусматривается:
- реализация инвестиционных проектов по реконструкции и модернизации предприятий с целью максимального использования производственных мощностей по переработке продукции животноводства;
- создание цеха первичной переработки скота;
- внедрение современных ресурсосберегающих технологических линий с целью повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- расширение ассортимента продукции;
- увеличение производства продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами.
Реализация данных мероприятий позволит увеличить годовые объемы производства колбасных изделий, рыбной продукции, цельномолочной продукции, сыров и масла животного.
4.4. Техническое оснащение и технологическая модернизация агропромышленного комплекса
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является повышение эффективности производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.
Машинно-тракторный парк в сельском хозяйстве района состоит из 712 ед. тракторов, 159 зерноуборочных и 9 кормоуборочных комбайнов, 258 плугов, 370 сеялок, 314 культиваторов.
За период с 2008 по 2012 годы, сельхозтоваропроизводителями района приобретено 113 единиц тракторов, 52 зерноуборочных и 4 кормоуборочных комбайна. Каждая единица приобретаемой энергонасыщенной высокопроизводительной техники по своим параметрам заменяет несколько единиц старого образца. Сформированный в районе машинно-тракторный парк полностью обеспечивает технологический процесс в сельскохозяйственном производстве. В то же время, за пределами амортизационных сроков находится значительное количество сельскохозяйственной техники.
Для достижения вышеуказанной цели, планируется:
- планомерная замена устаревшей техники и оборудования на более производительные аналоги;
- внедрение в сельскохозяйственное производство новых высокотехнологичных машин и оборудования с целью освоения современных аграрных технологий.
Для реализации мероприятий предусматривается участие сельхозтоваропроизводителей в лизинговых программах и специализированных программах субсидированного кредитования.
За период реализации Программы планируется приобретение сельхозтоваропроизводителями 150 единиц тракторов, 71 зерноуборочного и 4 кормоуборочных комбайнов.
4.5. Поддержка малых форм хозяйствования
Малый бизнес в Энгельсском муниципальном районе имеет большой потенциал для развития, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности, в том числе и в сельской местности.
Анализ состояния развития малых форм хозяйствования в аграрном производстве за последние годы свидетельствует о положительной динамике основных производственных показателей деятельности и значительной их доли в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции района.
В 2012 году в сельскохозяйственном производстве района было занято 140 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей и более 18 тысяч личных подсобных хозяйств. На эту категорию сельхозтоваропроизводителей приходилось 24% зерна, 69% овощей, 74% картофеля, 83% мяса и 89% молока.
Между тем, начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом проблем, главным образом, связанных с недостатком первоначального капитала и залогового имущества для привлечения кредитных ресурсов.
Реализация мероприятий данного направления предусматривает создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе и с привлечением средств государственной поддержки.
Поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной политики в социально-экономической сфере в целом и органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района - в частности.
В настоящее время в регионе созданы ОАО "Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства в Саратовской области", НКО "Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области", ГУП СО "Бизнес-инкубатор Саратовской области". Созданная инфраструктура поддержки малого предпринимательства призвана дать дополнительный и качественный толчок росту числа малых предприятий, в том числе и в аграрном секторе экономики Энгельсского муниципального района, способствует активному развитию малых форм хозяйствования, упрощению их доступа к покупке и аренде основных производственных фондов, кредитным ресурсам, системе микрокредитования, снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции.
В районе разработана долгосрочная целевая программа "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории Энгельсского муниципального района на 2012-2013 годы", участие в которой позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства района получать реальную информационную и финансовую помощь за счет бюджетных средств на создание и развитие бизнеса. Сельское хозяйство определено среди приоритетных отраслей государственной поддержки в рамках данной программы. В 2012 году 3 крестьянских (фермерских) хозяйства, участвуя в долгосрочной целевой программе, получили средства государственной поддержки в виде грантов на создание и развитие хозяйств.
4.6. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса
Важной составляющей динамичного развития агропромышленного комплекса района является кадровый потенциал. Эффективность производства в значительной степени зависит от применяемых технологий, степени внедрения новых разработок и передового опыта, квалификации механизаторских кадров и т.д.
Соответственно, развитие кадрового потенциала сопряжено с программными мероприятиями технической и технологической модернизации производства, что предполагает повышение квалификационного уровня руководителей, специалистов и работников массовых профессий, а также оптимизацию их численности.
В 2012 году среднесписочная численность работников, занятых в агропромышленном комплексе района, составила 6,1 тысячи человек, из них 2,2 тыс. человек - в сельскохозяйственном производстве. Из числа руководителей сельскохозяйственных предприятий имеют высшее профессиональное образование 76%, из числа главных специалистов - 74%.
Важную роль в развитии отрасли играет обновление кадрового состава за счет привлечения молодежи. Ежегодно среди выпускников ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова" есть жители Энгельсского муниципального района. На первый взгляд проблем в районе с обновлением кадров быть не должно и теоретически за 1-2 года можно заполнить все вакантные места руководителей и специалистов в предприятиях агропромышленного комплекса выпускниками аграрного университета. Однако, лишь малая часть из них трудоустраивается в сельскохозяйственные организации. Среди работников, занимающих должности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, только 9% в возрасте до 30 лет.
Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении работников массовых профессий, где доля работников в возрасте до 30 лет составляет 8,6%.
Остается открытым вопрос обеспечения сельскохозяйственных предприятий механизаторскими кадрами, численность которых на сегодняшний день в районе составляет 84% от потребности. Кроме того, среди имеющихся в отрасли механизаторов только 7% в возрасте до 30 лет.
Основными причинами сложившейся ситуации являются низкая социальная привлекательность проживания в сельской местности, отсутствие жилья, высокая трудоемкость сельскохозяйственного производства, сезонный характер работ в растениеводстве и различие в уровне оплаты труда по сравнению с другими отраслями.
В перерабатывающей промышленности наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов, в том числе технологов.
Для продвижения и внедрения в аграрное производство технологических инноваций, проводится ежегодное повышение квалификации руководителей и специалистов на базе института дополнительного профессионального образования кадров АПК СГАУ им. Н.И.Вавилова и других образовательных учреждений, а также организовано участие представителей агропромышленного комплекса района в разного уровня целевой подготовке специалистов. Работа в данном направлении предусматривается и в перспективе.
Дли обеспечения специалистов, молодых семей и граждан, проживающих в сельской местности, доступным жильем в районе выстроена планомерная работа по информированию жителей о возможности улучшения жилищных условий путем участия в областной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года". По состоянию на 1 января 2013 года в программах по улучшению жилищных условий на селе приняли участие 188 семей и еще 158 семей изъявили желание улучшить жилищные условия путем участия в программе.
В целях повышения производительности труда и заинтересованности организаций агропромышленного комплекса в его результатах, распространения передового опыта, а также поднятия престижа работы в агропромышленном комплексе, предусматривается ежегодное проведение конкурса работников агропромышленного комплекса Энгельсского муниципального района, обеспечено регулярное освещение достижений в агропромышленном комплексе в средствах массовой информации.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 16 декабря 2013 г. N 7243 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансового обеспечения Программы на 2013-2020 годы составляет 1276619,8 тыс. рублей (прогнозно), в том числе:
из федерального бюджета (прогнозно) - 368321,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 25647,7 тыс. рублей,
2014 год - 44124,8 тыс. рублей,
2015 год - 42625,9 тыс. рублей,
2016 год - 59350,5 тыс. рублей,
2017 год - 56578,4 тыс. рублей,
2018 год - 57866,0 тыс. рублей,
2019 год - 21756,6 тыс. рублей,
2020 год - 60371,2 тыс. рублей;
из областного бюджета (прогнозно) - 489833,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 32933,6 тыс. рублей,
2014 год - 58834,4 тыс. рублей,
2015 год - 56834,5 тыс. рублей,
2016 год - 79134,0 тыс. рублей,
2017 год - 75437,9 тыс. рублей,
2018 год - 77154,7 тыс. рублей,
2019 год - 29008,9 тыс. рублей,
2020 год - 80495,0 тыс. рублей,
из местного бюджета (прогнозно) - 290825,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 7645,7 тыс. рублей,
2014 год - 37346,0 тыс. рублей,
2015 год - 33900,0 тыс. рублей,
2016 год - 57310,0 тыс. рублей,
2017 год - 49364,0 тыс. рублей,
2018 год - 45690,0 тыс. рублей,
2019 год - 13880,0 тыс. рублей,
2020 год - 45690,0 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (прогнозно) - 127640,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 9332,6 тыс. рублей,
2014 год - 10018,8 тыс. рублей,
2015 год - 10525,9 тыс. рублей,
2016 год - 21550,5 тыс. рублей,
2017 год - 36598,4 тыс. рублей,
2018 год - 12176,0 тыс. рублей,
2019 год- 12756,6 тыс. рублей,
2020 год - 14681,2 тыс. рублей.
Из бюджета Энгельсского муниципального района предусмотрено софинансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 20 августа 2013 г. N 4870 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Механизм реализации Программы
Заказчиком Программы является управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Энгельсского муниципального района. В целях координации выполнения мероприятий Программы создается Координационный совет, возглавляемый заместителем главы администрации Энгельсского муниципального района по развитию агропромышленного комплекса и взаимодействию с органами местного самоуправления поселений.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе Соглашения от 29 декабря 2012 года между министерством сельского хозяйства Саратовской области и администрацией Энгельсского муниципального района о реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2020 годы, которое предусматривает обязательства района по выполнению контрольно-целевых показателей.
Программа реализуется на основе взаимодействия управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Энгельсского муниципального района с иными исполнителями Программы.
Управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Энгельсского муниципального района осуществляет мониторинг хода реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, направляет в комитет экономики, промышленности и развития потребительского рынка администрации Энгельсского муниципального района отчеты о выполнении мероприятий долгосрочной целевой Программы.
Комитетом ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи в целях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий сельского населения и обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, осуществляются следующие мероприятия:
признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном федеральным законодательством;
формирование списков граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и предоставление их в министерство сельского хозяйства Саратовской области.
На основании соглашений, заключенных с уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области (министерство сельского хозяйства Саратовской области) комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта осуществляет следующие мероприятия:
а) вручение получателям социальных выплат свидетельств, оформленных в установленном порядке министерством сельского хозяйства Саратовской области;
б) разъяснение населению, в том числе с использованием средств массовой информации, условий и порядка получения и использования социальных выплат;
в) заключение с кредитными организациями соглашений и представление в территориальный орган Федерального казначейства платежных поручений на перечисление социальных выплат на банковские счета получателей социальных выплат в срок, определенный в указанном соглашении, - в случае перечисления субсидий в бюджет Энгельсского муниципального района;
г) проверка договоров подряда и купли-продажи до их представления в кредитную организацию на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах, - в случае перечисления субсидий в бюджет Энгельсского муниципального района;
д) ведение реестров выданных свидетельств.
Управление капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района во взаимодействии с комитетом по образованию и молодежной политике администрации Энгельсского муниципального района и управлением культуры администрации Энгельсского муниципального района обеспечивает освоение средств федерального, областного и местного бюджетов, выделенных на мероприятия по развитию сети образовательных учреждений и культурно-досуговых учреждений в сельской местности, путем заключения договоров с подрядными организациями по результатам процедур размещения заказов, проведенных в порядке, установленном законодательством, регулирующим отношения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса предоставление исполнителям Программы субсидий на цели, связанные с реализацией программных мероприятий, а также на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими муниципальных услуг (выполнением работ), осуществляется в соответствии с муниципальными заданиями, в порядке, установленном администрацией Энгельсского муниципального района.
Управление капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района формирует отчеты об освоении финансовых средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на мероприятия по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, и предоставляет их в министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Реализация мероприятий разделов "Развитие подотрасли растениеводства и переработки продукции растениеводства", "Развитие подотрасли животноводства и переработки продукции животноводства", "Техническое оснащение и технологическая модернизация агропромышленного комплекса", "Поддержка малых форм хозяйствования", "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса" осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями пищевой перерабатывающей промышленности (по согласованию) за счет собственных средств (внебюджетные источники), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности оказывает содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям и предприятиям пищевой перерабатывающей промышленности в осуществлении программных мероприятий, путем обеспечения информационного и консультационного сопровождения.
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации целевых программ в Энгельсском муниципальном районе, утвержденным постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 06.04.2010 года N 2105.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 3 июня 2013 г. N 3156 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития агропромышленного комплекса района существенно улучшатся, к 2020 году в Энгельсском муниципальном районе прогнозируется:
ввод (приобретение) 11,6 тыс. кв.м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 6,6 тыс. кв.м - для молодых семей и молодых специалистов;
ввод в действие одного общеобразовательного учреждения;
ввод в действие 3-х дошкольных образовательных учреждений;
открытие трех фельдшерско-акушерских пунктов;
ввод в действие 3-х учреждений культурно-досугового типа;
газификация 4-х сельских населенных пунктов;
реконструкция систем водоснабжения в 19 сельских населенных пунктах;
рост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) на 23,6 процента к уровню 2012 года;
увеличение площади полива мелиорируемых земель сельскохозяйственного назначения в 2,2 раза (с 9,1 до 20 тыс. га);
доведение среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве с 11,1 тыс. рублей в 2012 году до 20,7 тыс. рублей в 2020 году.
Система показателей и индикаторов оценки эффективности реализации мероприятий представлена в приложении 2 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.