Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 823-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Дудкина Владимира Викторовича и Дудкиной Натальи Владимировны на нарушение их конституционных прав статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и пунктом 19 статьи 44 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию граждан В.В. Дудкина и Н.В. Дудкиной вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане В.В. Дудкин и Н.В. Дудкина - родители военнослужащего, погибшего 20 августа 2000 года при исполнении обязанностей военной службы, просят признать не соответствующими статьям 2, 7, 19 (часть 2), 39 (части 1 и 2) и 55 Конституции Российской Федерации статью 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливающую круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, ее размер, порядок и условия получения, а также пункт 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.1.
Как следует из представленных документов, 11 сентября 2000 года Комитетом социальной защиты населения заявителям были выданы удостоверения, согласно которым они имели право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, а также на права и льготы, предусмотренные Законом Воронежской области от 8 февраля 1996 года N 45-з "О правовой и социальной защите членов семей погибшего военнослужащего в период прохождения военной службы в мирное время".
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 2316 рублей (в 2005 году - 1050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - 927 рублей (в 2005 году - 150 рублей).
С 1 января 2005 года территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации производит заявителям ежемесячную денежную выплату в размере, определенном для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Не соглашаясь с таким решением, заявители обратились в Центральный районный суд города Воронежа с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воронеже об установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, поскольку, как утверждают заявители, до 1 января 2005 года они пользовались льготами, установленными для этой категории граждан в соответствии с Законом СССР от 1 августа 1989 года N 313-I "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".
Решением от 18 декабря 2008 года, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Воронежского областного суда, со ссылкой на то, что документы, подтверждающие право на пользование льготами участников Великой Отечественной войны, заявителями не представлены, в иске отказано.
По мнению заявителей, оспариваемые нормы в той мере, в какой ими не допускается установление ежемесячной денежной выплаты для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы после вступления в силу в 1995 году Федерального закона "О ветеранах", в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, ущемляют их конституционные социальные права, противоречат конституционному принципу равенства, поскольку такой размер установлен для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы до указанной даты, пользовавшихся льготами в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.В. Дудкиным и Н.В. Дудкиной материалы, не находит оснований для принятия их жалобы к рассмотрению.
Возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения (статья 7), Конституция Российской Федерации вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан. Федеральный законодатель, осуществляющий правовое регулирование в данной области, располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей.
Как следует из материалов жалобы, заявители, являясь членами семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, право на получение мер социальной поддержки имеют в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (статья 21).
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, изменив систему социальной защиты, предусмотрел гарантии сохранения ранее достигнутого уровня социальной защищенности граждан. Так, в соответствии с целями данного Федерального закона, указанными в его преамбуле, статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено право на ежемесячную денежную выплату. Данная норма направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года N 536-О-О).
Разрешение же вопроса о предоставлении членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как лицам, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", является прерогативой законодателя и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Дудкина Владимира Викторовича и Дудкиной Натальи Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Заместитель Председателя |
О.С. Хохрякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 823-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Дудкина Владимира Викторовича и Дудкиной Натальи Владимировны на нарушение их конституционных прав статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и пунктом 19 статьи 44 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был