Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 839-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Осипова Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих" и постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.Н. Осипова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В жалобе гражданина А.Н. Осипова оспаривается конституционность Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 1413 "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих" и постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 года N 570 "О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации".
Как следует из представленных материалов, заявителю, длительное время работавшему в органах государственного управления Союза ССР и Казахстана, решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 10 апреля 2007 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 31 июля 2007 года, было отказано в назначении пенсии за выслугу лет федерального государственного служащего на том основании, что он не занимал должностей федеральной государственной службы.
По мнению заявителя, оспариваемые им нормативные правовые акты препятствуют реализации права на признание его федеральным государственным служащим и назначению ему пенсии за выслугу лет федерального государственного служащего и потому не соответствуют Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, общий порядок назначения и предусматривать особенности приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Основания возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих предусмотрены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статья 2 которого к федеральным государственным служащим относит граждан, замещавших должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и включенные в Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" (в настоящее время - Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574).
При этом граждане, уволенные с федеральной государственной службы (за исключением случаев увольнения в связи с ликвидацией или сокращением штата), имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением (абзац второй пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Эти условия в равной мере распространяются на всех государственных служащих, в том числе уволившихся с государственной службы до принятия Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Тем самым лица, относящиеся к одной и той же категории государственных служащих, ставятся законодателем в одинаковое положение, что не может расцениваться как нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом, закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В Указе Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих", принятом в целях реализации статьи 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которой в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, перечислены должности, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих. Данный Указ направлен на повышенную социальную защиту федеральных государственных служащих и не нарушает права заявителя.
Что касается постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 года N 570 "О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации", то, как следует из представленных решений судов общей юрисдикции, оно в деле заявителя не применялось и применению не подлежало.
Заявитель в своей жалобе утверждает, что наличия продолжительного стажа работы в органах государственной власти и управления Союза ССР и Казахстана в должностях, предусмотренных подпунктом "з" пункта 13 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, достаточно для приобретения статуса федерального государственного служащего и, соответственно, права на пенсию за выслугу лет по нормам Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Между тем разрешение вопроса о наделении лиц, замещавших указанные должности, пенсионными правами, аналогичными правам федеральных государственных служащих, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, а относится к исключительной прерогативе законодателя.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Осипова Александра Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Заместитель Председателя |
О.С. Хохрякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 839-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Осипова Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих" и постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был