Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.А. Харитонова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Приказом начальника Сочинского линейного управления внутренних дел на транспорте от 12 марта 2008 года гражданин А.А. Харитонов был уволен из органов внутренних дел. Причиной увольнения явилось совершение им преступления, предусмотренного частью второй статьи 213 УК Российской Федерации (приговор Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 17 апреля 2002 года). В удовлетворении его требований к Сочинскому линейному управлению внутренних дел на транспорте о признании указанного приказа недействительным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и морального вреда было отказано решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 21 апреля 2008 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 июня 2008 года.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.А. Харитонов оспаривает конституционность части второй статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции", согласно которой не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость. По мнению заявителя, данное положение противоречит статьям 2, 17 (части 1 и 2), 18, 19, 37, 45, 46 (части 1 и 2), 50 (часть 1), 55 (часть 3) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.А. Харитоновым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, она направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в указанных органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать особые требования к их личным и деловым качествам. Установление таких требований, в том числе предусмотренных оспариваемой нормой, обусловлено особыми задачами, принципами организации и функционирования правоохранительной службы, необходимостью поддержания доверия граждан к лицам, находящимся на службе в милиции, направлено на обеспечение условий для эффективной профессиональной деятельности сотрудников внутренних дел. Данное правовое регулирование само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя. Проверка же законности и обоснованности судебных решений к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Харитонова Александра Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Заместитель Председателя |
О.С. Хохрякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу Закона о милиции граждане, имеющие либо имевшие судимость, не могут быть приняты на службу в милицию.
При проверке конституционности этой нормы КС РФ пояснил следующее.
Служба в ОВД является особым видом госслужбы. Она направлена на реализацию публичных интересов. Это предопределяет наличие у сотрудников ОВД специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Законодатель, определяя правовой статус этих сотрудников, вправе устанавливать особые требования к их личным и деловым качествам. Установление таких требований, в т. ч., предусмотренных указанной нормой, обусловлено особыми задачами правоохранительной службы, необходимостью поддержания доверия граждан к лицам, находящимся на службе в милиции. Поэтому такое требование не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 1012-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Харитонова Александра Александровича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции"
Текст Определения официально опубликован не был