Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Балашовского муниципального района
Саратовской области
от 5 октября 2012 г. N 224-п
Долгосрочная районная целевая программа
"Развитие местного самоуправления в Балашовском районе" на 2013-2017 годы
12 ноября 2012 г., 12 апреля, 23 сентября 2013 г.,19 августа 2015 г., 30 марта 2016 г
Постановлением администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 30 марта 2016 г. N 93-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная районная целевая программа "Развитие местного самоуправления в Балашовском районе" на 2013-2017 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Саратовской области от 3 августа 2012 года N 264-Пр "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Развитие местного самоуправления в Саратовской области" на 2013-2017 годы", Устав Балашовского муниципального района |
Заказчик Программы |
администрация Балашовского муниципального района |
Основной разработчик Программы |
министерство по делам территориальных образований области, администрация Балашовского муниципального района |
Цель, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
Цель Программы - содействие органам местного самоуправления в реализации полномочий, определенных законодательством, повышении качества и эффективности административно-управленческих процессов, повышении уровня удовлетворенности населения предоставляемыми муниципальными услугами, содействие созданию комфортных условий проживания во всех населенных пунктах. Задачи Программы: содействие в решении вопросов местного значения, в том числе путем укрепления материально-технической базы органов местного самоуправления; поддержка развития кадрового потенциала органов местного самоуправления, в том числе путем содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров органов местного самоуправления; содействие в развитии территориальных и организационных основ местного самоуправления; информационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления. Важнейшие оценочные показатели Программы: степень укомплектованности органов местного самоуправления материально-техническими средствами для решения вопросов местного значения; за счет описания границ муниципальных образований района в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства увеличить долю муниципальных образований, имеющих утвержденные в установленном порядке границы, до 50 процентов; доля муниципальных служащих в администрациях муниципальных образований района, прошедших переподготовку и (или) повышение квалификации. |
Срок реализации Программы |
2013-2017 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
администрация Балашовского муниципального района, администрации муниципальных образований Балашовского муниципального района |
Объем и источники обеспечения Программы |
Программа финансируется за счет местного бюджета. Общий объем финансового обеспечения мероприятий Программы - 47003,8 тыс. руб. на 2013 год - 22786,0 тыс. руб. (прогнозно); на 2014 год - 20981,0 тыс. руб. (прогнозно); на 2015 год - 2646,8 тыс. руб. (прогнозно); на 2016 год - 300,0 тыс. руб. (прогнозно); на 2017 год - 290,0 тыс. руб. (прогнозно). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
реализация мероприятий Программы в 2013-2017 годах позволит: повысить уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры до 50 процентов от потребности за счет приобретения автотранспорта и коммунальной техники; за счет описания границ муниципальных образований района в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства увеличить долю муниципальных образований, имеющих утвержденные в установленном порядке границы, до 50 процентов; в результате подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений обеспечить повышение качества муниципального управления и выполнение требований законодательства в части периодичности повышения квалификации |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляет комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его значение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения.
Президент Российской Федерации В.В.Путин уделяет большое внимание развитию местного самоуправления. Это нашло отражение в ряде программных вступлений, например, в статье "Демократия и качество государства" В.В.Путиным было отмечено, что муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными, иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных проблем населения.
На Втором Всероссийском форуме сельских поселений 10 июня 2011 года В.В.Путин также поставил ряд задач по государственной поддержке развития местного самоуправления, в том числе отметил, что "регионам следует расширить своё участие в подготовке и повышении квалификации муниципальных служащих - прежде всего, конечно, в сельской местности".
В Саратовской области реформа местного самоуправления начиналась в сложных условиях - заново формировался поселенческий уровень. Соответственно, опыт самостоятельной работы у муниципальных образований еще только нарабатывается, поэтому для их подготовки к решению полного перечня вопросов местного значения была избрана модель поэтапной передачи полномочий вновь образованным муниципальным образованиям.
До начала реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) местное самоуправление в Саратовской области осуществлялось на уровне районов (объединенные муниципальные образования), областного центра - города Саратова и трех закрытых административно-территориальных образований. Всего на территории области было 42 муниципальных образования. На поселенческом уровне местное самоуправление отсутствовало.
В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального закона на территории Саратовской области местное самоуправление осуществляется в 439 муниципальных образованиях, в том числе в 4 городских округах, 38 муниципальных районах, 40 городских и 357 сельских поселениях. Из них 42 ранее существовавших муниципальных образования (районы области, город Саратов и 3 закрытых административно-территориальных образования) наделены статусом в соответствии с требованиями Федерального закона. Все 40 городских поселений и 357 сельских поселений являлись вновь образованными.
На территории Балашовского района существовало объединенное муниципальное образование Балашовского района. В соответствии с требованиями Федерального закона данное муниципальное образование получило статус муниципального района.
В соответствии с Законом Саратовской области "О муниципальных образованиях, входящих в состав Балашовского муниципального района" от 27 декабря 2004 года N 101-ЗСО в Балашовском районе было вновь образовано 16 муниципальных образований, из них 2 городских и 14 сельских.
В Саратовской области была реализована поэтапная модель передачи полномочий вновь образованным поселениям в рамках переходного периода в соответствии с принимаемыми на каждый год законами области. С 1 января 2009 года все поселения на территории области приступили к решению полного перечня вопросов местного значения.
Учитывая актуальность и особую значимость развития местного самоуправления на территории субъектов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются и реализуются различные региональные программы, направленные на развитие и поддержку местного самоуправления.
Проблема государственной поддержки развития местного самоуправления носит межуровневый характер, затрагивая как федеральный, так и региональный и местный уровни. По данным Министерства регионального развития Российской Федерации в настоящее время реализуется порядка 250 подобных программ, причем в каждом субъекте Российской Федерации различаются количество подобных программ, продолжительность их действия и форма реализации.
В 2006 году Правительством Саратовской области была разработана областная целевая программа "Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2006-2008 годы", в рамках которой все муниципальные образования Балашовского муниципального района в 2006-2008 годах были оснащены новыми автомобилями, оргтехникой (компьютер, источник бесперебойного питания, модем, многофункциональное устройство лазерный принтер - копир - сканер - факс).
Проведено обучение руководителей и специалистов по основным направлениям работы муниципальных образований. Разработаны программы повышения квалификации для муниципальных образований с использованием современных методик дистанционного обучения.
Проведено оснащение муниципальных образований комплексами программного обеспечения для функционирования системы закупок для муниципальных нужд.
За время реализации указанной программы в целом созданы условия для организации деятельности муниципальных образований.
С 2009 года реализовывалась областная целевая программа "Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2009-2012 годы", в рамках которой удалось решить ряд задач по следующим направлениям:
формирования нормативной правовой базы местного самоуправления;
содействия в развитии территориальных и организационных основ местного самоуправления;
укрепления материально-технической базы органов местного самоуправления;
содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров органов местного самоуправления;
информационно-методического обеспечения муниципальной службы;
методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Однако требуется продолжение решения данных задач и дальнейшее содействие в развитии местного самоуправления. При этом перечень вопросов местного значения поселений, предусмотренный статьей 14 Федерального закона, с момента принятия закона был значительно расширен, в 2003 году в него входили 22 вопроса, только в течение 2011 года в него было дополнительно включено 6 вопросов, и в настоящее время он содержит 38 вопросов, относящихся к сферам деятельности практически всех органов государственной власти области, то есть проблема государственной поддержки решения этих вопросов носит межведомственный характер.
В рамках текущей деятельности органов государственной власти области не может быть решен вопрос о реализации мер государственной поддержки развития местного самоуправления, так как для решения значительной части вопросов требуются скоординированные усилия ряда министерств, ведомств и органов местного самоуправления.
Так, например, статьей 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлен принцип единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Статьей 62 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Учитывая, что в органах местного самоуправления Саратовской области работают около 6,5 тыс. муниципальных служащих, для выполнения требования Федерального закона ежегодно должны проходить повышение квалификации не менее 2,2 тыс. муниципальных служащих.
Пунктом 63 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что вопрос участия в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений отнесен к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В ходе проверки реализации положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", проводившейся в декабре 2011 года аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, была отмечена необходимость активного участия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов местного самоуправления.
Решение данных задач требует программного подхода и участия всех заинтересованных органов государственной власти.
Учитывая положения бюджетного законодательства, формирование доходной базы местных бюджетов зависит от полноты оформления земельных ресурсов, четкости установления границ муниципальных образований и актуальности кадастровой оценки земель. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по установлению границ муниципальных образований. Часть 3 указанной статьи устанавливает, что границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2015 года. Проведение данных работ, как и актуализация кадастровой оценки земель, требует значительных затрат и межведомственных усилий ряда органов исполнительной власти как регионального, так и федерального уровней.
Сохраняет актуальность вопрос укрепления материальной базы муниципальных образований для решения вопросов местного значения, связанных с организацией водоснабжения населения, благоустройства территории, содержания автомобильных дорог местного значения и вывоза мусора. В рамках целевой программы 2009-2012 годов с использованием средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета на приобретение автотранспорта и коммунальной техники, предоставлявшейся в 2009-2010 годах, органам местного самоуправления были приобретены 328 единиц автотранспорта и коммунальной техники, в том числе 84 экскаватора-бульдозера, 75 погрузчиков, 64 мусоровоза и т.д.
В рамках целевых программ в 2009-2010 гг. муниципальными образованиями Балашовского муниципального района были получены 2 мусоровоза, 2 вакуумные машины, 1 автомобиль АРС-14, один экскаватор-бульдозер, 1 погрузчик с ковшом (Пинеровское, Первомайское, Соцземледельское, Октябрьское, Репинское, Тростянское муниципальные образования). На условиях софинансирования приобретены 3 трактора (Первомайское, Новопокровское, Старохоперское муниципальные образования), 1 косилка, погрузчик, навесное оборудование (Первомайское, Новопокровское, Старохоперское муниципальные образования).
Для оперативного решения возникающих проблем при решении вопросов местного значения необходимо дооснащение муниципальных образований коммунальной техникой. При этом выделение средств на данные цели из областного бюджета может способствовать получению субсидии из федерального бюджета на условиях софинансирования, что позволит ускорить решение данной проблемы.
2. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Цель Программы - содействие органам местного самоуправления в реализации полномочий, определенных законодательством, повышении качества и эффективности административно-управленческих процессов, повышении уровня удовлетворенности населения предоставляемыми муниципальными услугами, содействие созданию комфортных условий проживания во всех населенных пунктах.
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих основных задач:
содействие в решении вопросов местного значения, в том числе путем укрепления материально-технической базы органов местного самоуправления;
поддержка развития кадрового потенциала органов местного самоуправления, в том числе путем содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров органов местного самоуправления.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период 2013-2017 годов.
3. Система (перечень) мероприятий Программы
Программа предусматривает следующие основные мероприятия:
приобретение автотранспорта и коммунальной техники в целях развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований Балашовского муниципального района;
подготовка необходимых материалов для описания границ муниципальных образований области в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства;
сопровождение, модернизация и актуализация портала муниципальных образований;
приобретение специализированного программного обеспечения, включая региональный и муниципальный компоненты;
участие в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.
Постановлением администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 30 марта 2016 г. N 93-п в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Источником обеспечения Программы являются средства областного бюджета и местных бюджетов.
Объем финансового обеспечения мероприятий программы за счет средств местного бюджета - 47003,8 тыс. руб.
на 2013 год - 22786,0 тыс. руб. (прогнозно);
на 2014 год - 20981,0 тыс. руб. (прогнозно);
на 2015 год - 2646,8 тыс. руб. (прогнозно);
на 2016 год - 300,0 тыс. руб. (прогнозно);
на 2017 год - 290,0 тыс. руб. (прогнозно).
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет администрация Балашовского муниципального района.
Основными исполнителями Программы являются администрация Балашовского муниципального района и администрации муниципальных образований Балашовского муниципального района.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация Балашовского муниципального района.
6. Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения цели Программы и ее результативность
Реализация мероприятий Программы в 2013-2017 годах позволит:
за счет приобретения автотранспорта и коммунальной техники для нужд муниципальных образований района повысить уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований путем увеличения оснащенности коммунальной техникой и автотранспортными средствами до 50 процентов от потребности;
за счет описания границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства увеличить долю муниципальных образований, имеющих утвержденные в установленном порядке границы, до 50 процентов.
Важнейшие оценочные показатели:
степень укомплектованности органов местного самоуправления материально-техническими средствами для решения вопросов местного значения;
доля муниципальных образований, имеющих утвержденные в установленном порядке границы;
доля муниципальных служащих в администрациях муниципальных образований, прошедших переподготовку и (или) повышение квалификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.