Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства образования
Саратовской области
от 21 июня 2016 г. N 1929
Административный регламент
по предоставлению органами местного самоуправления государственной услуги "Выдача заключений по спорам, связанным с воспитанием детей"
31 мая 2017 г.
I. Общие положения
Предмет регулирования регламента услуги
1.1. Административный регламент предоставления органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, государственной услуги "Выдача заключений по спорам, связанным с воспитанием детей" (далее соответственно - Административный регламент, государственная услуга) устанавливает сроки и последовательность действий (далее - административные процедуры) по предоставлению государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Круг заявителей
1.2. Заявителями на получение государственной услуги могут быть граждане Российской Федерации, законные представители несовершеннолетних (родители, опекуны (попечители), приемные родители).
Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
1.3. Порядок информирования о предоставлении государственной услуги.
1.3.1. Сведения о месте нахождения министерства образования Саратовской области (далее - Министерство) и контактная информация:
адрес: 410002, г. Саратов, ул. Соляная, д. 32;
телефон Министерства для консультаций по вопросам предоставления государственной услуги: (8452) 49-19-69;
официальный сайт Министерства: http://minobr.saratov.gov.ru/
адрес электронной почты Министерства для консультаций по вопросам предоставления государственной услуги: minobr.sar@yandex.ru.
Органами, уполномоченными на прием заявлений и документов на предоставление государственной услуги, являются органы местного самоуправления, наделенные отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан (далее - уполномоченный орган по опеке).
Адреса и контактные телефоны Министерства, уполномоченных органов по опеке представлены в приложении N 1 к Административному регламенту.
Прием заявителя на предоставление государственной услуги проводится специалистом уполномоченного органа по опеке (далее - специалист по опеке и попечительству).
1.3.2. Информацию о местонахождении Министерства, уполномоченных органов по опеке, графиках работы и приема граждан, о порядке предоставления государственной услуги можно получить:
на информационных стендах уполномоченных органов по опеке;
на официальном сайте Министерства;
на официальных сайтах уполномоченных органов по опеке;
в средствах массовой информации;
в информационно-справочных изданиях (брошюрах, буклетах, памятках);
на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) по адресу http://www.gosuslugi.ru/ и региональном портале государственных и муниципальных услуг (функций) по адресу http://64.gosuslugi.ru/pgu/ (далее - Портал).
1.3.3. На информационных стендах размещается следующая информация:
сведения о местонахождении, контактные телефоны, адрес официального сайта Министерства, адреса электронной почты Министерства, уполномоченных органов по опеке;
график работы Министерства, уполномоченных органов по опеке;
сведения о месте нахождения и графике работы, контактные телефоны других органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги, с описанием конечного результата обращения в каждый из указанных органов (организаций) и последовательность их посещения;
извлечения из нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги;
перечень документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
образец заявления на предоставление государственной услуги;
срок предоставления государственной услуги;
основания для отказа в предоставлении государственной услуги;
порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги;
схема размещения и номера кабинетов специалистов для обращения граждан;
режим приема специалистов и порядок получения консультаций.
1.3.4. На официальном сайте Министерства размещается следующая информация:
сведения о местонахождении, контактные телефоны, адреса электронной почты Министерства, уполномоченных органов по опеке;
графики работы Министерства, уполномоченных органов по опеке;
извлечения из нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги;
текст Административного регламента с приложениями.
1.3.5. На Едином и региональном порталах государственных и муниципальных услуг размещается следующая информация:
сведения о порядке предоставления государственной услуги, консультирования, обжалования;
результат и сроки предоставления государственной услуги;
нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги;
описание административных процедур;
перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
текст Административного регламента с приложениями.
1.3.6. Графики работы Министерства, уполномоченных органов по опеке:
Министерству устанавливается следующий режим работы и график приема граждан:
Понедельник |
с 9.00 до 18.00 |
Вторник |
с 9.00 до 18.00 |
Среда |
с 9.00 до 18.00 |
Четверг |
с 9.00 до 18.00 |
Пятница |
с 9.00 до 17.00 |
Суббота |
выходной день |
Воскресенье |
выходной день |
Перерыв на обед |
с 13.00 до 13.48 |
Специалистам уполномоченных органов по опеке устанавливается следующий график приема граждан:
Понедельник |
с 9.00 до 13.00 |
Вторник |
с 9.00 до 13.00 |
Среда |
с 14.00 до 18.00 |
Четверг |
с 9.00 до 13.00 |
Пятница |
с 9.00 до 13.00 |
При высокой загрузке специалистов, а также с учетом территориальных особенностей органов местного самоуправления, по решению руководителей, количество дней, режим работы и график приема граждан могут быть изменены (увеличены или смещены), о чем в органах местного самоуправления и их структурных подразделениях вывешивается соответствующая информация.
1.4. Предоставление информации заявителям о порядке и ходе предоставления государственной услуги осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
1.4.1. Основанием для информирования по вопросам о порядке и ходе предоставления государственной услуги является устное обращение либо письменное обращение заявителя, а также обращение в форме электронного документа.
1.4.2. Консультации о порядке и ходе предоставления государственной услуги проводятся специалистами Министерства, специалистами по опеке и попечительству:
устно (при личном обращении или при обращении по телефону);
в письменном виде;
в электронной форме (при обращении граждан по электронной почте, на официальный сайт Министерства в раздел "Интернет - приемная Министерства", а также на Единый или региональный порталы государственных и муниципальных услуг (функций)).
1.4.3. При личном обращении или обращении по телефону предоставляется следующая информация:
сведения о месте нахождения, контактные телефоны Министерства, органов местного самоуправления и их структурных подразделений;
графики работы Министерства, уполномоченных органов по опеке;
сведения о месте нахождения, контактные телефоны других органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги, с описанием конечного результата обращения в каждый из указанных органов (организаций) и последовательности их посещения;
наименования нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги;
перечень документов, которые необходимы для предоставления государственной услуги, и требования к ним;
по форме заполнения документов;
срок предоставления государственной услуги;
основания для отказа в предоставлении государственной услуги;
порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги;
сведения о ходе предоставления государственной услуги по Административному регламенту. Для получения указанных сведений заявитель сообщает дату и номер учетной записи согласно расписке, полученной при подаче документов;
номера кабинетов для обращения граждан;
график приема специалистами;
другая информация, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законодательством тайну.
На личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
При консультации на личном приеме выдается памятка с перечнем необходимых для предоставления услуги документов.
При обращении по телефону ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании Министерства, уполномоченного органа по опеке, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок.
Время разговора не должно превышать 10 минут.
Если при консультации на личном приеме или по телефону изложенные в обращении гражданина факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, специалист, с согласия гражданина, дает устный ответ. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
1.4.4. Письменное обращение, поступившее в Министерство, уполномоченный орган по опеке подлежит обязательному рассмотрению в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 календарных дней с момента поступления обращения.
Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (часть 2 статьи 12), срок рассмотрения обращения, по решению министра, может быть продлен не более чем на 30 дней с письменным уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
В случае если письменное обращение содержит жалобу на нарушение прав или законных интересов заявителя при предоставлении государственной услуги, такое обращение рассматривается в порядке, установленном в разделе V Административного регламента.
В письменном обращении гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа (Министерства, органа местного самоуправления), в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения, излагает суть обращения, ставит личную подпись и дату.
Должностным лицом Министерства, уполномоченного органа по опеке дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", о чем в письменной форме сообщается гражданину, направившему обращение.
1.4.5. Обращение по вопросам предоставления государственной услуги, поступившее в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном федеральным законодательством.
В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Должностным лицом Министерства, уполномоченного органа по опеке дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", о чем в письменной форме сообщается гражданину, направившему обращение.
Для работы с обращениями граждан, поступившими по электронной почте, назначается ответственный специалист, который не менее одного раза в день проверяет наличие обращений. При получении обращения специалист направляет на электронный адрес отправителя уведомление о получении обращения.
В ответе на письменное обращение или обращение, поступившее по электронной почте, помимо ответа по существу вопроса, указываются:
фамилия, имя, отчество специалиста, который готовил ответ;
контактный телефон;
фамилия, имя, отчество руководителя Министерства, уполномоченного органа по опеке;
дата и исходящий номер ответа на обращение.
1.4.6. Гражданин, обратившийся за консультацией по вопросам предоставления государственной услуги в любой форме, имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
1.4.7. Все консультации, а также предоставленные в ходе консультаций документы и материалы являются бесплатными.
1.4.8. Все обращения регистрируются в журнале "Для регистрации обращений граждан".
II. Стандарт предоставления государственной услуги
Наименование государственной услуги
2.1. "Выдача заключений по спорам, связанным с воспитанием детей".
2.1.1. К спорам, связанным с воспитанием детей, в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся:
о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;
об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников;
о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения;
о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных к тому оснований.
Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
2.2. Государственная услуга предоставляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан и их структурными подразделениями.
Административные процедуры выполняются специалистами по опеке и попечительству.
В предоставлении государственной услуги также участвуют:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области;
Управление Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области;
Управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области;
Территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации по Саратовской области;
Государственные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие психодиагностическое обследование.
2.3. Специалисты по опеке и попечительству не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги и включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 12 декабря 2011 года N 690-П, а также получения документов и информации, выдаваемых в результате предоставления таких услуг.
Результат предоставления государственной услуги
2.4. Результатом предоставления государственной услуги являются:
выдача (направление) заключения по спорам, связанным с воспитанием детей,
выдача (направление) уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги.
Сроки предоставления государственной услуги
2.5. Срок предоставления государственной услуги (конечный результат), в том числе с учетом обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, не может превышать 15 календарных дней со дня обращения заявителя, в том числе:
срок принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной услуги - в течение 10 календарных дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 2.7., 2.10. Административного регламента;
срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги - в течение 3 календарных дней со дня принятия решения о предоставлении государственной услуги;
срок приостановления предоставления государственной услуги законодательством не предусмотрен.
Срок исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах составляет не более 5 рабочих дней со дня поступления от заявителя информации о таких опечатках (ошибках).
Перечень нормативных правовых актов
2.6. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации ("Российская газета", N 237, 25 декабря 1993 года);
Семейным кодексом Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1 января 1996 года, N 1, ст. 16, "Российская газета", N 17, 27 января 1996 года);
Гражданским кодексом Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 5 декабря 1994 года, N 32, ст. 3301, "Российская газета", N 238-239, 8 декабря 1994 года);
Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 28 апреля 2008 года, N 17, ст. 1755, "Российская газета", N 94, 30 апреля 2008 года, "Парламентская газета", N 31-32, 7 мая 2008 года);
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ("Российская газета", N 168, 30 июля 2010 года, "Собрание законодательства Российской Федерации", 2 августа 2010 года, N 31, ст. 4179);
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ("Российская газета", N 95, 05.05.2006, "Собрание законодательства Российской Федерации", 8 мая 2006 года, N 19, ст. 2060, "Парламентская газета", N 70-71, 11 мая 2006 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" ("Собрание законодательства Российской Федерации" от 18 июля 2011 года N 29, ст. 4479);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" ("Российская газета", N 148 от 2 июля 2012 года, "Собрание законодательства Российской Федерации", 2 июля 2012 года, N 27, ст. 3744);
Законом Саратовской области от 28 декабря 2007 года N 297-ЗСО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Саратовской области" ("Саратовская областная газета", официальное приложение, N 75, 29 декабря 2007 года);
постановление Правительства Саратовской области от 19 ноября 2012 г. N 681-П "Об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти Саратовской области и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Саратовской области" ("Собрание законодательства Саратовской области" N 43, ноябрь 2012 г., стр. 8950-8952);
постановлением Правительства Саратовской области от 12 декабря 2011 года N 690-П "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Саратовской области, а также органами местного самоуправления Саратовской области при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных законами Саратовской области, и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и определении размера платы за их оказание" ("Собрание законодательства Саратовской области" N 35, ноябрь-декабрь 2011 года, стр. 10701-10716).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению гражданином
2.7. Для получения государственной услуги заявители представляют в уполномоченный орган по опеке следующие документы:
1) Заявление о предоставлении государственной услуги (далее - заявление);
2) Документы, подтверждающие родительские права:
2.1) свидетельство о рождении ребенка, в отношении которого решается спор по воспитанию;
2.2) свидетельство об установлении отцовства.
3) Справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях - иные документы, подтверждающие доходы, в т.ч. документы о доходах от индивидуальной предпринимательской деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, а также о прочих денежных выплатах, сведения о которых невозможно получить в государственных органах и органах местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
4) Свидетельство о расторжении брака;
5) Заключение по результатам психодиагностического обследования ребенка.
2.8. Документы, указанные в пунктах 2.7., 2.10. Административного регламента могут быть представлены заявителем на бумажном носителе лично, по почте или в электронной форме через Портал.
2.9. Заявитель должен представить оригиналы документов для сличения их с копиями, если последние не заверены в установленном законодательством порядке.
После сличения специалистом по опеке и попечительству копий документов с оригиналами, оригиналы необходимых документов возвращаются заявителю.
Гражданин при личном обращении должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе
2.10. Заявитель вправе представить следующие документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, дополнительно к документам, необходимым для предоставления государственной услуги, подлежащим представлению гражданином:
1) Справка органа ЗАГС, подтверждающей, что сведения об отце внесены на основании заявления матери;
2) Документы, подтверждающие факт длительного неучастия в воспитании ребенка родителя проживающего отдельно:
2.1. справка из ОВД о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено;
2.2. выписка из реестра розыска о нахождении должника по алиментным обязательствам в исполнительно-процессуальном розыске, в т.ч. о том, что в месячный срок место нахождения разыскиваемого должника не установлено;
3) Документ, подтверждающий сведения о регистрации по месту жительства заявителя.
2.11. Специалист по опеке и попечительству, в соответствии с законодательством, в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в органах, имеющих в распоряжении документы, указанные в пункте 2.10 Административного регламента, информацию, содержащуюся в указанных документах, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Запрет требовать от заявителя представления документов, информации или осуществления действий
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.11. Специалисту по опеке и попечительству при предоставлении государственной услуги запрещается:
требовать от гражданина представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
требовать от гражданина представления документов и информации, которые находятся в распоряжении территориальных органов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ перечень документов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
2.12. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
2.13. В соответствии с законодательством в государственной услуге отказывается, если:
статус Заявителя не соответствует требованиям пункта 1.2 Административного регламента;
заявителем не представлен полный пакет документов, либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения;
данные в представленных документах противоречат данным документов, удостоверяющих личность;
в документах, представленных гражданином, имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные исправления, а также серьезные повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
заявителем не представлены оригиналы документов, полученных с использованием Портала, официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оснований для приостановления в предоставлении государственной услуги законодательством не предусмотрено.
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги и оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги
2.14. В перечень необходимых и обязательных услуг, предусматривающий обращение заявителя в иные организации, участвующие в предоставлении услуги входит:
выдача заключения по результатам психодиагностического обследования.
документы о доходах от индивидуальной предпринимательской деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, а также о прочих денежных выплатах, сведения о которых невозможно получить в государственных органах и органах местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги
2.15. Государственная пошлина и иная плата за предоставление государственной услуги не взимается.
Порядок, размер и основания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги
2.16. Плата за предоставление необходимых и обязательных услуг не взимается.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги
2.17. Срок ожидания заявителями в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги не должен превышать 15 минут.
Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги
2.18. Срок регистрации запросов, поступивших по почте или по электронной почте, в течение 3 календарных дней, при личном обращении - в течение одного рабочего дня.
Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга
2.19. Помещения уполномоченных органов по опеке должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Помещения оснащаются:
противопожарной системой и средствами пожаротушения;
системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации;
системой охранной сигнализации;
средствами оказания первой медицинской помощи;
туалетными комнатами для посетителей.
Входы в туалетные комнаты оснащаются условными обозначениями и, при необходимости, разъясняющими надписями.
Вход в помещения уполномоченного органа по опеке посетителям с животными (кроме собаки-проводника) и птицей запрещается.
2.20. В здании, в котором предоставляется государственная услуга, создаются условия для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи;
3) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
4) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
5) допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
6) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
2.21. Требования к местам ожидания.
Места ожидания приема граждан оборудуются сидячими местами, количество которых определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в помещении, но не может составлять менее 5 мест.
Места ожидания оборудуются столами и стульями для заполнения документов.
2.22. Требования к местам приема заявителей.
Рабочее место каждого специалиста оборудуется персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим устройством, а также офисным креслом для персонала.
Места приема заявителей оборудуются не менее чем 1 копировальным аппаратом и сканирующим устройством.
2.23. Требования к местам информирования.
Места, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются информационными стендами, стульями и столами для возможности оформления документов.
Информационные стенды снабжаются карманами с информационными листками и памятками, которые граждане могут взять с собой.
Информационные стенды располагаются на уровне, доступном для чтения, и оборудуются подсветкой в случае необходимости. Шрифт размещенной на стенде информации должен быть легко читаемым.
В дополнение к информационным стендам допускается организация мест распространения буклетов с вложенной информацией.
Показатели доступности и качества предоставляемой государственной услуги
2.24. Показателями доступности и качества государственной услуги являются:
транспортная доступность к местам предоставления государственной услуги;
обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями передвижения к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга;
размещение информации о порядке предоставления государственной услуги на Портале, на официальном сайте администрации;
обеспечение предоставления государственной услуги с использованием возможностей Портала, либо через МФЦ;
количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность;
возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения
Исчерпывающий перечень административных процедур
3.1. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрация документов;
формирование и направление межведомственного запроса в органы, участвующие в предоставлении государственной услуги;
получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги;
обследование условий жизни заявителя и составление акта обследования;
подготовка и принятие решения о выдаче заключения по спорам, связанным с воспитанием детей;
выдача (направление) заключения по спорам, связанным с воспитанием детей или уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги.
3.2. Последовательность выполнения административных процедур осуществляется в соответствии с блок-схемой согласно приложению N 2 к Административному регламенту.
Прием и регистрация документов
3.3. Основанием для начала процедуры по приему и регистрации заявления и документов является обращение заявителя в уполномоченный орган по опеке с заявлением и документами, подлежащими предоставлению заявителем, а также с документами, которые находятся в распоряжении государственных органов (организаций), участвующих в предоставлении государственной услуги - в случае если заявитель предоставил их по собственной инициативе.
Заявление и документы предоставляются заявителем на бумажных носителях либо в форме электронных документов (в случае направления запроса заявителем о предоставлении услуги в электронном виде) с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в соответствии с законодательством.
3.4. В случае направления в электронном виде:
заявление должно быть заполнено в электронном виде согласно представленным на Портале электронным формам;
документы должны быть отсканированы, сформированы в архив данных в формате "zip" либо "rar".
Для подачи заявителем документов в электронном виде через Портал применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем электронных форм документов на Портале.
Заявителю, представившему заявление и сведения из документов с использованием Портала, в течение одного рабочего дня после дня регистрации заявления специалистом по опеке направляется с использованием единого портала уведомление о соответствии представленных сведений установленным требованиям с приглашением на прием с оригиналами документов, обязательных к представлению заявителем (далее - приглашение на прием).
При этом оригиналы документов, сведения из которых были направлены с использованием Портала, должны быть представлены заявителем в уполномоченный орган по опеке не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем направления специалистом по опеке приглашения на прием.
Если оригиналы документов, сведения из которых были направлены с использованием Портала, не будут представлены заявителем в установленный срок, специалист по опеке отказывает в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на перемену имени и (или) фамилии несовершеннолетнему.
Максимальный срок административного действия - 1 рабочий день.
3.5. Специалист проверяет предоставленные документы, заверяет их копии, регистрирует заявление в соответствующем журнале регистрации по форме согласно приложению N 3 к Административному регламенту и делает отметку на заявлении (дата приема, регистрационный номер, подпись).
Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность возвращает заявителю.
Максимальный срок выполнения административного действия - 15 минут.
3.6. Специалист, осуществляющий прием и регистрацию заявления и документов, несет персональную ответственность за правильность выполнения процедуры по приему документов с учетом их конфиденциальности.
3.7. В случае обнаружения специалистом по опеке недостоверных сведений в представленных документах им готовится письменное уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причин отказа, которое направляется заявителю письмом, телефонограммой или посредством электронной почты.
3.8. Критерием принятия решения о приеме заявления и документов является обращение заявителя в уполномоченный орган с заявлением и документами.
3.9. Результат административной процедуры - прием заявления и документов на предоставление государственной услуги.
3.10. Способ фиксации административной процедуры - внесение записи в соответствующий журнал регистрации.
Получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги
3.11. Основанием для осуществления административной процедуры по получению заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги является поступление в уполномоченный орган по опеке запроса о предоставлении государственной услуги (далее - запрос), направленного заявителем.
Запрос может быть устным (при личном приеме или телефонном обращении), а также представлен в письменной форме, в том числе посредством информационно-коммуникационных технологий.
3.12. Запрос, в случае его представления в письменной форме (в том числе посредством информационно-коммуникационных технологий), содержит:
1) фамилию и имя лица, направившего запрос (наименование организации, направившей запрос);
2) сведения по предоставлению государственной услуги, о ходе ее предоставления, интересующие лицо, направившее запрос (организацию, направившую запрос);
3) указание на способ получения лицом, направившим запрос (организацией, направившей запрос), интересующих сведений по предоставлению государственной услуги, ходе ее предоставления;
4) контактные данные лица, направившего запрос
3.13. Запрос, в случае его представления в уполномоченный орган по опеке в письменной форме (в том числе посредством информационно-коммуникационных технологий), регистрируется в течение одного часа с момента его получения.
3.14. Специалист по опеке в течение 3 календарных дней со дня регистрации запроса осуществляет его рассмотрение и готовит проект ответа, в том числе в виде электронного документа, в котором указываются сведения, составившие предмет запроса.
В случаях, если сведения, составляющие предмет запроса, не относятся к компетенции уполномоченного органа по опеке, лицу, направившему соответствующий запрос, разъясняется порядок их получения.
3.15. Подготовка, оформление ответа на запрос осуществляются с учетом способа получения сведений, интересующих лицо, направившее соответствующий запрос.
При получении запроса заявителя, представившего в уполномоченный орган по опеке заявление посредством Портала уведомление о ходе предоставления государственной услуги представляется заявителю с использованием государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также по выбору заявителя направляется на указанный им адрес электронной почты или номер телефона.
Уведомление о ходе предоставления услуги направляется не позднее одного рабочего дня после завершения каждой административной процедуры.
Формирование и направление межведомственного запроса в органы, участвующие в предоставлении государственной услуги
3.16. Основанием для начала выполнения административной процедуры является отсутствие документа (документов), предусмотренных пунктом 2.10 Административного регламента.
В случае если заявителем представлены все документы, указанные в пункте 2.10 Административного регламента, специалист по опеке и попечительству, ответственный за прием и регистрацию документов приступает к исполнению следующей административной процедуры.
3.17. В случае если заявителем по собственной инициативе не представлены указанные в пункте 2.10 Административного регламента документы, специалист по опеке и попечительству принимает решение о формировании и направлении межведомственного запроса.
Направление межведомственного запроса осуществляется специалистом ответственным за подготовку и направление межведомственных запросов в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенных к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Направление межведомственного запроса в бумажном виде допускается только в случае невозможности направления межведомственных запросов в электронной форме в связи с подтвержденной технической недоступностью или неработоспособностью веб-сервисов органов, предоставляющих государственные услуги.
Направление межведомственного запроса допускается только в целях, связанных с предоставлением государственной услуги.
3.18. Межведомственный запрос о представлении документов и (или) информации для предоставления государственной услуги должен содержать:
1) наименование органа, направляющего межведомственный запрос;
2) наименование органа или организации, в адрес которых направляется межведомственный запрос;
3) наименование государственной услуги, для предоставления которой необходимо представление документа и (или) информации;
4) указание на положения нормативного правового акта, которыми установлено представление документа и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги, и указание на реквизиты данного нормативного правового акта;
5) сведения, необходимые для представления документа и (или) информации;
6) контактную информацию для направления ответа на межведомственный запрос;
7) дату направления межведомственного запроса;
8) фамилию, имя, отчество и должность лица, подготовившего и направившего межведомственный запрос, а также номер служебного телефона и (или) адрес электронной почты данного лица для связи.
3.19. Срок подготовки и направления межведомственного запроса специалистом, уполномоченным направлять запрос - 3 рабочих дня с момента представления документов заявителем.
3.20. Результатом исполнения административной процедуры формирования и направления межведомственного запроса в органы, предоставляющие государственные услуги, является получение сведений, необходимых для предоставления государственной услуги.
3.21. Специалист, осуществляющий формирование и направление межведомственного запроса, несет персональную ответственность за правильность выполнения процедуры и конфиденциальность.
Обследование условий жизни заявителя и составление акта обследования
3.22. Основанием для начала проведения процедуры по проведению обследований условий жизни является регистрация в уполномоченном органе по опеке заявления и документов, подлежащих предоставлению заявителем, а также документов, которые находятся в распоряжении государственных органов (организаций), участвующих в предоставлении государственной услуги - в случае если заявитель предоставил их по собственной инициативе.
Специалист по опеке и попечительству в течение 2 рабочих дней со дня представления документов заявителем производит обследование условий его жизни.
При обследовании условий жизни гражданина специалист по опеке и попечительству оценивает жилищно-бытовые условия, нравственные и иные личные качества родителей, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое), отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.
При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.
Максимальный срок выполнения административного действия - 2 рабочих дня.
После проведения обследования, специалистом по опеке и попечительству составляется Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее - акт обследования) по форме согласно приложению N 4 к Административному регламенту, где указываются результаты обследования и основанный на них вывод.
Общий максимальный срок составления и утверждения Акта обследования не может превышать 3 календарных дней со дня проведения обследования условий жизни.
3.23. Специалист по опеке один экземпляр Акта обследования выдает (направляет) заявителю, и разъясняет порядок его обжалования.
Второй экземпляр Акта обследования хранится в уполномоченном органе по опеке.
Максимальный срок выполнения административного действия - 3 календарных дня со дня утверждения Акта обследования.
3.24. Максимальный срок административной процедуры - 5 календарных дней.
3.25. Специалист по опеке, осуществляющий обследование условий жизни заявителя, несет персональную ответственность за правильность выполнения административной процедуры и обязан обеспечить конфиденциальность полученных при ее исполнении сведений.
3.26. Критерием принятия решения об обследовании условий жизни заявителя является регистрация документов в уполномоченном органе по опеке.
3.27. Результатом административной процедуры является обследование условий жизни условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи.
3.28. Способ фиксации административной процедуры является Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи.
Подготовка и принятие решения о выдаче заключения по спорам, связанным с воспитанием детей
3.29. Специалист по опеке на основании документов, предусмотренных пунктами 2.7. и 2.10. Административного регламента, и Акта обследования, готовит проект заключения по спорам, связанным с воспитанием детей по форме согласно приложению N 5 к Административному регламенту.
3.30. В случае если специалист по опеке на этапе подготовки и принятия решения выяснил сведения о заявителе, которые дают основания для отказа в предоставлении государственной услуги согласно пункту 2.13. Административного регламента, специалист по опеке и попечительству готовит уведомление об отказе и передает на подпись руководителю уполномоченного органа по опеке.
Максимальный срок административного действия - 2 календарных дня.
3.31. Руководитель уполномоченного органа по опеке проверяет документы, предусмотренные пунктами 2.7. и 2.10. Административного регламента, Акт обследования, соответствующий проект заключения и, в случае согласия, подписывает его, а в случае несогласия, возвращает на доработку специалисту.
Максимальный срок административного действия - 3 календарных дней
Максимальный срок принятия решения о предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги в течение 5 календарных дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 2.7. и 2.10. Административного регламента, на основании указанных документов и Акта обследования.
3.32. Критерием принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги является наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.13. Административного регламента.
3.33. Результатом административной процедуры является издание заключения по спорам, связанным с воспитанием детей.
3.34. Способом фиксации административной процедуры является внесение результата в журнал регистрации согласно приложению N 3 к Административному регламенту.
Выдача (направление) заключения по спорам, связанным с воспитанием детей или уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.34. Основанием для начала процедуры является получение специалистом по опеке и попечительству подписанного руководителем уполномоченного органа по опеке заключения по спорам, связанным с воспитанием детей.
Заключение по спорам, связанным с воспитанием детей направляется (вручается) специалистом по опеке заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.
3.35. В случае представления заявления и документов через Портал заявитель получает сообщение о принятом решении посредством данного функционала или иным способом, прямо указанным заявителем в соответствии с законодательством.
Максимальный срок выполнения административной процедуры не должен превышать 3 календарных дней с момента подписания решения.
3.36. Критерием принятия решения о выдаче (направлении) заявителю документов, являющихся результатом предоставления (отказа в предоставлении) государственной услуги, является принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной услуги.
3.37. Результатом административной процедуры является вручение (направление) заявителю заключения по спорам, связанным с воспитанием детей, либо уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги.
3.38. Способ фиксации административной процедуры - внесение записи в соответствующий журнал учета.
IV. Формы контроля за исполнением регламента услуги
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений регламента государственной услуги и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений
4.1. Текущий контроль соблюдения последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги в соответствии с Административным регламентом, и принятия решений осуществляется должностными лицами Министерства, уполномоченного органа по опеке, ответственными за организацию работы по предоставлению государственной услуги.
4.2. Контроль над полнотой и качеством оказания государственной услуги осуществляется на основании локальных правовых актов (приказов) Министерства.
4.3. Контроль над полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения граждан, содержащие жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Министерства, уполномоченного органа по опеке.
4.4. Перечень должностных лиц, осуществляющих текущий контроль, устанавливается в соответствии с должностными регламентами государственных гражданских служащих.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги
4.5. Плановые проверки должностным лицом Министерства осуществляются на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой Саратовской области, внеплановые проверки осуществляются в соответствии с приказами руководителя Министерства по согласованию с прокуратурой Саратовской области.
4.6. Плановая проверка органов местного самоуправления и их структурных подразделений проводится не чаще одного раза в два года.
4.7. Внеплановая проверка документов личных дел, внеплановая выездная проверка осуществляется в следующих случаях:
при выявлении нарушений органами местного самоуправления и их структурными подразделениями требований законодательства Российской Федерации и Саратовской области, целевого использования субвенций, предоставленных местному бюджету из областного бюджета для осуществления переданных государственных полномочий в отношении несовершеннолетних граждан, установленных в ходе текущего контроля;
Приказом министерства образования Саратовской области от 31 мая 2017 г. N 1355 действие абзаца третьего пункта 4.7 настоящего приложения приостановлено
при обращении граждан и организаций с жалобами на нарушения прав и законных интересов граждан действиями (бездействием) специалистами по опеке и попечительству, а также при получении иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Приказ о проведении внеплановой проверки выносит руководитель Министерства в случае возникновения оснований для ее проведения.
4.8. Информация о результатах проведенной проверки деятельности Администрации и должностных лиц уполномоченного органа по опеке, в том числе о выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении с указанием сроков устранения, в течение одного месяца после завершения проверки подлежит размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений прав заявителей осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области.
Ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги
4.9. Ответственность специалистов Министерства, органов местного самоуправления и их структурных подразделений закрепляется в их должностных регламентах (инструкциях):
ответственность за прием и проверку документов несет специалист по опеке и попечительству, ответственный за прием заявлений и документов;
ответственность за подготовку решения о предоставлении государственной услуги несет специалист по опеке и попечительству, ответственный за предоставление государственной услуги;
ответственность за принятие решения несет руководитель уполномоченного органа по опеке;
ответственность за выдачу решения Заявителю несет специалист по опеке и попечительству;
ответственность за методическую поддержку при предоставлении государственной услуги несет руководитель структурного подразделения Министерства, курирующего вопросы опеки и попечительства.
Требования к порядку и формам контроля предоставления государственной услуги со стороны граждан, их объединений и организаций
4.10. Граждане имеют право оставить свои замечания и предложения в книге жалоб и предложений, журнале и ящике для обращений граждан, а также на официальном сайте Министерства в разделе "Интернет - приемная Министерства".
4.11. Граждане имеют право направить жалобы (претензии) на нарушение их прав или законных интересов при предоставлении государственной услуги. Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти Саратовской области и их должностных лиц при предоставлении государственной услуги осуществляется в соответствии с разделом V Административного регламента.
4.12. Граждане, их объединения и организации, заинтересованные в разработке проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, могут направить свои рекомендации на официальный сайт Министерства с целью участия в проведении независимой экспертизы проектов.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц, государственных служащих
Информация для заявителя о его праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги
5.1. В случае нарушения прав Заявителей они вправе обжаловать действия (бездействие) специалиста (должностного лица) Министерства, а также принимаемого им решения при предоставлении государственной услуги во внесудебном или судебном порядке.
Обжалование осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных услуг", Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в части не урегулированной Федеральным законом N 210-ФЗ и постановлением Правительства Саратовской области от 19 ноября 2012 года N 681-П "Об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти Саратовской области и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Саратовской области".
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
5.2. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования Заявителем решений и действий (бездействия) органа предоставляющего государственную услугу, является конкретное решение, действие (бездействие) специалиста (должностного лица) при предоставлении государственной услуги с принятием, совершением (допущением) которого не согласно лицо, обратившееся с жалобой.
Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
а) нарушение срока регистрации запроса Заявителя о предоставлении государственной услуги;
б) нарушение срока предоставления государственной услуги;
в) требование у Заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
г) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у Заявителя;
д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
е) затребование с Заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
ж) отказ Министерства, должностного лица Министерства в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии)
5.3. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии).
Уполномоченный орган, его должностные лица обязаны обеспечить каждому Заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Заявители имеют право получить возможность ознакомления с документами и материалами, необходимыми для обоснования и рассмотрения жалобы, а должностные лица уполномоченных органов обязаны предоставить им такую возможность, если нет установленных федеральными законами ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Органы исполнительной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
5.4. Жалоба подается в Министерство в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.
Жалоба может быть направлена по почте, с использованием сети "Интернет", официального сайта Министерства, Единого и регионального порталов, а также может быть принята при личном приеме.
Жалоба может быть подана заявителем через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр). При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в уполномоченный на ее рассмотрение орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и органом, предоставляющим государственную услугу, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается органом, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
5.5. Запись Заявителей на личный прием должностных лиц Министерства осуществляется при личном обращении или при обращении по номерам телефонов, которые размещаются на Интернет-сайтах и информационных стендах.
Специалист, осуществляющий запись Заявителя на личный прием должностных лиц Министерства информирует Заявителя о дате, времени, месте приема, фамилии, имени и отчестве должностного лица, осуществляющего прием.
Получатель государственной услуги может сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях специалистов, нарушении положений Административного регламента, обратившись с жалобой.
Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования
5.6. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является обращение Заявителя с жалобой.
5.7. Жалоба должна содержать:
наименование организации, предоставляющей государственную услугу, должностного лица администрации района, предоставляющего государственную услугу, либо муниципального служащего, решения и действия (бездействия) которых обжалуются;
фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства Заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения Заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ Заявителю;
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) администрации района, предоставляющей государственную услугу, должностного лица администрации района, предоставляющего государственную услугу, либо муниципального служащего;
доводы, на основании которых Заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Министерства, предоставляющей государственную услугу, должностного лица Министерства, предоставляющего государственную услугу. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы Заявителя, либо их копии.
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени Заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени Заявителя, может быть представлена:
оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность за подписью руководителя заявителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (для юридических лиц);
копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу (претензию) не дается
5.8. Ответ на жалобу не дается в случаях, если:
в жалобе не указаны фамилия заинтересованного лица, направившего жалобу, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Если в указанной жалобе содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, жалоба подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица министерства, а также членов его семьи. В указанном случае министерство оставляет жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщает заинтересованному лицу, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом;
текст жалобы не поддается прочтению. В указанном случае жалоба не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается заинтересованному лицу, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
в жалобе заинтересованного лица содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства. В указанном случае руководитель министерства либо уполномоченное на то лицо принимает решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заинтересованным лицом по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заинтересованное лицо, направившее жалобу;
в случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заинтересованному лицу, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Основания для отказа в удовлетворении жалобы:
имеется вступившее в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
жалоба подается лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
имеется решение по жалобе, принятое ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Кроме того, не подлежит удовлетворению жалоба, в ходе рассмотрения которой нарушения законодательства в действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица, государственного гражданского служащего, а также несоответствия законодательству принимаемых ими решений при предоставлении государственной услуги не установлены.
Сроки рассмотрения жалобы
5.9. Жалоба, поступившая в Министерство подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа администрации района, предоставляющей государственную услугу, должностного лица администрации района, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у Заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования
5.10. По результатам рассмотрения жалобы Министерство предоставляющая государственную услугу, принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправлений допущенных региональным оператором опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата Заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, а также в иных формах;
отказывает в удовлетворении жалобы.
5.11. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 5.10 Административного регламента, Заявителю в письменной форме и по желанию Заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
5.12. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
5.13. Заявитель вправе обжаловать действия (бездействия) должностных лиц Министерства, а также принимаемые ими решения при предоставлении государственной услуги в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.