Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2009 г. N ВАС-12659/08
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения оглашена 19 февраля 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 12 марта 2009 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Осиповой Н.В., судей Медведевой А.М., Полубениной И.И.,
при ведении протокола помощником судьи Лавриковой Е.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации Первомайского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области о признании частично недействительным ненормативного акта.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - Горных А.Ю. - начальник правового отдела администрации (на основании доверенности от 27.06.2008, без номера);
от заинтересованного лица - Минэкономразвития России (по поручению Правительства РФ от 08.10.2008 N ИШ-П13-6058) - Петрова И.Е. - сотрудник Правового управления ФАУГИ РФ (на основании доверенности от 17.12.2008 N 19763-ЭИ/ДО2);
от третьего лица - ФАУГИ РФ (Росимущества) - Петрова И.Е. - специалист отдела по защите имущественных интересов государства (на основании доверенности от 31.12.2008 N ЮМ-3/32622);
от третьего лица - ТУ ФАУГИ по Челябинской области - представитель в предварительном судебном заседании не участвовал, извещено надлежащим образом (уведомление N 24203 о вручении извещения 11.01.2009).
Заслушав представителей участвующих в деле лиц и исследовав представленные ими доказательства, суд установил:
Администрация Первомайского городского поселения обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением к Правительству Российской Федерации о признании недействительным распоряжения от 07.11.2005 N 1872-р в части утверждения перечня N 75:549/1 земельных участков, расположенных на территории Челябинской области в границах г. Коркино, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, в частности земельных участков с кадастровыми номерами 74:31:0301001:0024 и 74:31:0301001:0025, расположенных на территории р.п. Первомайский (далее - спорные земельные участки).
Определением от 09.10.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне Правительства РФ привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области.
В обоснование требования о признании частично недействительным ненормативного акта заявитель указал на то, что названное распоряжение Правительства РФ в оспариваемой части принято с нарушением процедуры, установленной Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 N 140, поскольку не были соблюдены утвержденные названным постановлением Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.
Заявитель также указал на то, что вследствие издания указанного акта и последующей регистрации права собственности Российской Федерации нарушены экономические интересы муниципального образования Первомайского городского поселения, так как это привело к значительному уменьшению поступлений в муниципальный бюджет денежных средств в виде арендной платы, уплачиваемой до этого арендатором земельных участков.
Представитель заинтересованного лица (Правительства РФ в лице Минэкономразвития России) возразил против удовлетворения заявленного требования, указывая на то, что оспариваемое распоряжение не нарушает имущественных прав и законных интересов заявителя, а также сославшись на пропуск заявителем трёхмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ для обжалования ненормативного правового акта. С доводами о нарушении процедуры согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, установленной Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 N 140, не согласен, поскольку перечень был согласован с субъектом Российской Федерации - Челябинской областью, что подтверждается постановлением Правительства Челябинской области от 19.06.2003 N 73 и письмом Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Челябинской области от 27.05.2004 N 3979-у.
Кроме того, представителем Правительства РФ заявлено о пропуске заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обращения с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, который опубликован в "Собрании законодательства РФ" 21.11.2005, статья 4946.
Представитель Росимущества поддержал доводы заинтересованного лица.
Представитель ТУ Росимущества Челябинской области в судебном заседании не участвовал, в отзыве от 25.12.2008 N 23074 изложены доводы, аналогичные доводам заинтересованного лица и Росимущества.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ и статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иному правовому акту и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности могут быть признаны судом недействительными.
При этом, согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.06.2005 N 60-ФЗ) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Из представленных заявителем документов усматривается, что в соответствии с полномочиями, предусмотренными вышеназванной нормой, и на основании постановлений Главы администрации Первомайского городского поселения от 19.12.2005 N 129-п и от 30.12.2005 N 139п администрация передала в аренду открытому акционерному обществу "Уралцемент" по договорам от 29.12.2005 N 1367 и от 03.07.2006 N 29 земельные участки категории земель поселения с кадастровыми номерами N 74:31:03 01 001:0028 площадью 2 213 628 кв. метров и N 74:31:03 01 001:0029 площадью 1 152 164 кв. метра (соответственно). Договоры зарегистрированы, в доказательство поступления арендной платы представлены копии платежных поручений (л.д. 26-29).
Согласно представленным кадастровым планам и сообщениям ФГУ Земельная кадастровая палата по Челябинской области от 12.12.2008 N 317, 318 спорные земельные участки образованы в результате разделения земельных участков, переданных в аренду акционерному обществу по указанным договорам.
Таким образом, до разграничения государственной собственности на землю администрация муниципального образования осуществляла распоряжение спорными земельными участками в соответствии с полномочиями, прямо предусмотренными действующим законодательством, и получала законные доходы от такого распоряжения в виде арендной платы.
Поэтому включение спорных земельных участков в перечень земельных участков, отнесенных к объектам федеральной собственности, непосредственно затрагивает имущественные права и законные интересы муниципального образования.
Согласно представленным заявителем документам муниципальное образование получало арендные платежи за переданные в аренду спорные земельные участки вплоть до июня 2008 года. О прекращении арендных платежей в связи с отнесением спорных земельных участков к объектам федеральной собственности арендатор сообщил заявителю письмом от 22.08.2008 N 105-ю.
С заявленными требованиями Администрация Первомайского городского поселения обратилась в суд 05.09.2008.
В статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ отсутствует норма о том, что предусмотренный ею трехмесячный срок следует исчислять с момента, когда заявитель должен был узнать о нарушении своего права.
Заинтересованным лицом не представлены суду доказательства того, что указанный срок на основании какого-либо федерального закона должен исчисляться иным образом.
При таких обстоятельствах суд считает, что с заявлением о признании недействительным ненормативного акта заявитель обратился в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 названного Кодекса.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 1872-р, изданного в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" утверждены прилагаемые к распоряжению перечни земельных участков, расположенных на территории Челябинской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. В числе указанных перечней утвержден перечень N 75:549/1 земельных участков, расположенных на территории Челябинской области в границах г. Коркино категории земель поселений, а именно, участка с кадастровым номером 74:31:0301001:0024 площадью 106,00 га и участка с кадастровым номером 74:31:0301001:0025 площадью 30,00 га.
Статьёй 6 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" установлен следующий порядок разграничения государственной собственности на землю:
- специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;
- сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 N 140 утверждены Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности (далее - Правила). На момент издания оспариваемого распоряжения данные Правила действовали в редакции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.10.2002 N 731.
Согласно пунктам 7, 8, 9 названных Правил органы государственной власти Российской Федерации, государственные предприятия и учреждения, а также иные организации, указанные в данных пунктах, направляют в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и территориальные органы Министерства имущественных отношений Российской Федерации сведения о земельных участках, подлежащих включению в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
Пунктами 12, 13 тех же Правил предусмотрено, что Министерство имущественных отношений Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня получения указанных сведений подготавливает перечни земельных участков, а затем направляет эти перечни и документы, указанные в пункте 5 Правил, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления для согласования.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления рассматривают перечни земельных участков и в 2-месячный срок со дня получения принимают решения об их согласовании либо об отказе в согласовании перечней или отдельных земельных участков, указанных в перечнях. В случае отказа в согласовании эти органы составляют перечень оспариваемых земельных участков, который направляют в Министерство имущественных отношений Российской Федерации. Если в указанный срок не будет принято решение о согласовании перечня или об оспаривании включения в перечень отдельных земельных участков, перечни считаются согласованными (пункты 14, 16 Правил). Спорные ситуации разрешаются в порядке, установленном пунктами 17, 18 Правил.
Заинтересованное лицо в отзыве ссылается на то, что Постановлением Правительства Челябинской области от 19.06.2003 N 73 были согласованы перечни, в том числе и спорных земельных участков.
Из представленной суду копии постановления Правительства Челябинской области от 19.06.2003 N 73 усматривается, что названным органом власти субъекта Российской Федерации рассматривался перечень земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, Челябинской области и собственности муниципальных образований, и часть перечней согласовано (приложение N 1), а часть участков включено в перечень оспариваемых (приложение N 2).
Однако ни приложение N 1, ни приложение N 2 суду не представлены.
Из приложенной к копии постановления отдельной страницы некого списка земельных участков не представляется возможным установить, к какому из приложений (N 1 или N 2) относится данный список.
В то же время, наличие постановления Правительства Челябинской области от 19.06.2003 N 73 позволяет сделать вывод о том, что перечень земельных участков направлялся для согласования субъекту Российской Федерации.
В копии письма Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Челябинской области от 27.05.2004 N 3979-у указано на согласование постановлением Правительства Челябинской области от 19.06.2003 N 73 перечней земельных участков. Приложение, упомянутое в названном письме, суду не представлено.
Иные сведения в данном письме отсутствуют.
Доказательств того, что перечень земельных участков N 75:549 направлялся для согласования органу местного самоуправления, суду не представлено. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил, что иных документов, подтверждающих факт направления указанного перечня на согласование, не имеется.
Представитель заявителя отрицает факт получения на согласование указанного перечня органами местного самоуправления Первомайского городского поселения и Коркинского муниципального района.
В связи с изложенным суд пришел к выводу о том, что заинтересованным лицом не доказан факт соблюдения процедуры согласования перечней, установленной Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 N 140.
Таким образом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия Правительством РФ оспариваемого ненормативного акта.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ принимает решение о признании этого акта недействительным.
До вынесения решения по существу заявленного требования заявителем подано ходатайство об отнесении на заинтересованное лицо расходов, понесенных муниципальным образованием для обеспечения явки представителя в арбитражный суд на собеседование 09.10.2008 и в предварительные заседания 30.10.2008 и 26.11.2008, поскольку 09.10.2008 и 30.10.2008 представитель заинтересованного лица в судебное заседание не прибыл, а в судебном заседании 26.11.2008 прибывший представитель не обладал документами, подтверждающими его полномочия представлять интересы Правительства РФ и Минэкономразвития РФ, что препятствовало рассмотрению дела в соответствии с судебными процедурами, установленными статьями 135 и 136 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Размер понесенных заявителем расходов (проездные расходы) в сумме 39 864 рубля (тридцать девять тысяч восемьсот шестьдесят четыре рубля) подтвержден представленными копиями проездных документов.
Рассмотрев указанное ходатайство и учитывая, что неявка в судебные заседания представителя заинтересованного лица препятствовала рассмотрению дела по существу и привела к неоправданному затягиванию судебного процесса, суд в соответствии с нормами статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса РФ считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:
признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 1872-р в части утверждения перечня N 75:549/1 земельных участков с кадастровыми номерами 74:31:0301001:0024 и 74:31:0301001:0025, расположенных на территории Челябинской области в границах г. Коркино, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, как не соответствующее Федеральному закону от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и Постановлению Правительства РФ от 04.03.2002 N 140.
Взыскать с Правительства Российской Федерации в пользу Администрации Первомайского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области расходы в сумме 39 864 рубля (тридцать девять тысяч восемьсот шестьдесят четыре рубля).
Председательствующий судья |
Н.В. Осипова |
Судья |
А.М. Медведева |
Судья |
И.И. Полубенина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривался ненормативный акт, устанавливающий перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
ВАС РФ счел акт незаконным и пояснил следующее.
Оспариваемый акт был принят в порядке разграничения госсобственности. Порядок разграничения госсобственности на землю в спорный период (в 2005 г.) предусматривал, что предварительно необходимо согласовать соответствующий перечень земельных участков (при его подготовке) с региональными органами власти и органами местного самоуправления.
В данном случае до разграничения собственности спорные участки были переданы муниципалитетом в аренду организациям. Муниципалитет получал законные доходы от такого распоряжения в виде арендной платы. Между тем доказательств согласования спорного перечня участков с муниципалитетом нет.
Таким образом, не доказан факт соблюдения установленной процедуры согласования перечня.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2009 г. N ВАС-12659/08
Текст решения размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (http://www.arbitr.ru)