Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2009 г. N 72-Г09-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Забайкальского края на решение Читинского областного суда от 27 июля 2009 года, которым признан недействующим в части слов "вырабатывающим и" пункт 1 Положения о министерстве физической культуры и спорта Забайкальского края, утвержденного постановлением правительства Забайкальского края от 26 сентября 2008 года N 31.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением правительства Забайкальского края от 26 сентября 2008 года N 31 утверждено Положение о министерстве физической культуры и спорта Забайкальского края.
Пунктом 1 указанного Положения предусмотрено, что министерство физической культуры и спорта Забайкальского края образовано постановлением губернатора Забайкальского края от 27 июня 2008 года N 136 "О мерах по реализации постановления губернатора Забайкальского края от 5 июня 2008 года N 115 "О временной системе и структуре исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края" и является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, вырабатывающим и реализующим государственную политику и осуществляющим управление в области физической культуры и порта, а также осуществляющим нормативное правовое регулирование в пределах установленных настоящим Положением полномочий.
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Читинский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 Положения в части слов "вырабатывающим и", полагая, что он, предоставляя исполнительному органу государственной власти Забайкальского края право вырабатывать государственную политику в области физической культуры и спорта, противоречит статьям 6 и 8 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Решением Читинского областного суда от 27 июля 2009 года заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительства Забайкальского края ставится вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
При рассмотрении заявления прокурора суд обосновано исходил из того, вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 30 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данные положения нашли отражение в Федеральном законе от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", разграничившем полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Согласно статье 6 названного Закона к полномочиям Российской Федерации относится разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта.
Полномочия субъектов Российской Федерации определены статьей 8 Закона, к их числу не относится разработка государственной политики в области физической культуры и спорта.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что правительство Забайкальского края, наделяя министерство физической культуры и спорта Забайкальского края полномочиями по разработке государственной политики в областях физической культуры и спорта, превысило полномочия, предоставленные субъекту Российской Федерации федеральным законодательством.
Установив, что пунктом 1 Положения о министерстве физической культуры и спорта Забайкальского края нарушена компетенция Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что правительство Забайкальского края, принимая оспариваемую норму, руководствовалось статьей 3 закона Забайкальского края от 1 апреля 2009 года N 153-ЗЗК "О физической культуре и спорте в Забайкальском крае", предусматривающей, что фиксирование высших спортивных результатов на территории Забайкальского края производится в порядке, утверждаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, вырабатывающим и реализующим государственную политику и осуществляющим управление в области физической культуры и спорта, не может явиться основанием к отмене решения суда, поскольку проверка названной статьи на соответствие федеральному законодательству не является предметом судебного разбирательства по настоящему делу.
Ссылка в кассационной жалобе на понятие министерства, данное в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и указывающее, что министерство осуществляет функции по выработке государственной политики в установленной сфере деятельности, не может быть принята во внимание. В Указе Президента Российской Федерации речь идет о федеральных министерствах, являющихся федеральными органами исполнительной власти.
Суд, разрешая заявленные требования, обоснованно отклонил ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с направлением правительством Забайкальского края запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации статьи 3 закона Забайкальского края "О физической культуре и спорте в Забайкальском крае", указав, что таковое обращение не препятствует рассмотрению настоящего дела о соответствии федеральному законодательству пункта 1 Положения о министерстве физической культуры и спорта Забайкальского края. Соответствующий довод кассационной жалобы правительства Забайкальского края основанием к отмене решения суда явиться не может.
Не усматривая оснований к отмене решения суда, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Читинского областного суда от 27 июля 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу правительства Забайкальского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2009 г. N 72-Г09-10
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)