Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 19 июля 2016 г. N 378-П
Комплексная программа
"Обеспечение защиты прав потребителей в Саратовской области" на 2016-2020 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
Комплексная программа "Обеспечение защиты прав потребителей в Саратовской области" на 2016-2020 годы (далее - Программа) |
Основные разработчики Программы |
- |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию), министерство экономического развития и инвестиционной политики области |
Цели Программы |
- |
реализация единой политики в сфере защиты прав потребителей на основе объединения усилий органов представительной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, общественных объединений потребителей; |
- |
повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, изготовителей, исполнителей товаров (работ, услуг), а также сокращение потерь потребителей от приобретения товаров (работ, услуг) с низкими потребительскими свойствами; |
|
- |
совершенствование условий для эффективной защиты прав потребителей на территории Саратовской области |
|
Задачи Программы |
- |
формирование эффективной системы обеспечения защиты прав потребителей в Саратовской области; |
- |
повышение эффективности деятельности по контролю и надзору в наиболее проблемных с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей сферах потребительского рынка; |
|
- |
совершенствование правовой защиты потребителей; развитие и укрепление системы защиты прав потребителей, повышение уровня квалификации профессиональных и общественных защитников прав потребителей в области; |
|
- |
содействие повышению правовой грамотности и информированности населения области в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения; |
|
- |
повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка области; |
|
- |
обеспечение защиты населения области от недоброкачественных товаров, работ, услуг, повышение их качества; |
|
- |
стимулирование производства безопасных и качественных товаров (работ, услуг); |
|
- |
содействие органам местного самоуправления в решении задач по защите прав потребителей; |
|
- |
создание системы оперативного обмена информацией между заинтересованными структурами об опасных и некачественных товарах (работах, услугах), фактах нанесения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан в связи с потреблением таких товаров (работ, услуг), о недобросовестных хозяйствующих субъектах и доведение этой информации через средства массовой информации до населения и предпринимателей; |
|
- |
поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в области |
|
Основные оценочные показатели |
- |
увеличение количества консультаций, полученных потребителями по вопросам нарушения их прав, на 10 процентов по отношению к показателю 2015 года; |
- |
увеличение количества потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке службами по защите прав потребителей, на 9,5 процента по отношению к показателю 2015 года; |
|
- |
увеличение количества хозяйствующих субъектов, принявших участие в семинарах по вопросам соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей, на 10 процентов по отношению к показателю 2015 года; |
|
- |
увеличение количества выпущенных в средствах массовой информации материалов (печатных, радио-, видео-, Интернет), касающихся вопросов защиты прав потребителей, на 10 процентов по отношению к показателю 2015 года; |
|
- |
увеличение количества обучающихся образовательных организаций области, принявших участие в занятиях по основам законодательства о защите прав потребителей, на 2500 человек по отношению к показателю 2015 года |
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
- |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию), министерство экономического развития и инвестиционной политики области, министерство образования области, министерство здравоохранения области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство промышленности и энергетики области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, министерство информации и печати области, комитет государственного регулирования тарифов области, управление ветеринарии Правительства области, Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию), федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А.Дубовикова в Саратовской области" (по согласованию), федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" (по согласованию), отделение по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию), федеральное государственное бюджетное учреждение "Саратовская межобластная ветеринарная лаборатория" (по согласованию) |
Контроль за исполнением Программы |
- |
исполнители основных мероприятий Программы представляют в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области ежегодно до 20 февраля информацию о ходе выполнения мероприятий Программы |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одной из основных задач социально-экономического развития области является повышение качества жизни населения. Неотъемлемым элементом качества жизни становится реализация гражданами своих потребительских прав, рациональное использование полученных доходов для приобретения товаров, работ и услуг, которые должны иметь соответствующие параметры потребительских свойств и отвечать установленным требованиям безопасности при использовании и утилизации.
В Саратовской области после принятия Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в целом сформирована достаточно гибкая и разветвленная система защиты прав потребителей. Ее становление проходило ряд этапов.
От проведения совместных проверок, характерных для этапа становления системы, сделаны шаги к консолидации усилий всех органов по обеспечению надежной защиты прав и интересов потребителей. Структуры, составляющие систему, осуществляют весь комплекс работ по реализации защиты прав потребителей на региональном и муниципальном уровнях.
Таким образом, за эти годы удалось не только создать региональную систему защиты прав потребителей, но и обеспечить взаимодействие отдельных ее элементов в соответствии с возложенными на них полномочиями. Анализ организации защиты прав потребителей в регионе свидетельствует о переходе ее в настоящее время на новый качественный уровень.
В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав потребителей на территории области соответствующие органы регулярно осуществляют контроль за наиболее проблемными секторами потребительского рынка, рассматривают заявления и обращения потребителей и хозяйствующих субъектов, дают консультации по вопросам законодательства, принимают меры к добровольному урегулированию споров, прибегают к мерам административного воздействия к нарушителям законодательства, в судебном порядке защищают права потребителей, информируют и обучают население основам потребительской грамотности, вырабатывают предложения по совершенствованию защиты прав потребителей.
В соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" на территории области осуществляют правозащитную деятельность десятки общественных организаций. В рамках взаимодействия с общественными объединениями потребителей и координации деятельности по вопросам защиты прав потребителей при Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в ноябре 2006 года создан консультативный совет по защите прав потребителей. В состав совета вошли Уполномоченный по правам человека в Саратовской области, Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", ряд общественных объединений потребителей.
За прошедшие годы практически решены такие вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о продавцах (исполнителях), о товарах, в том числе импортных, на русском языке. В основном, решен вопрос с выдачей потребителям кассовых чеков и иных документов, подтверждающих покупку. Прочно вошло в практику досудебное разрешение споров. Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей. В числе основных направлений деятельности - меры по реализации прав потребителей на просвещение. Ежегодно проводятся мероприятия в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей. Средства массовой информации большое внимание уделяют просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. Начата работа по обучению обучающихся основам потребительских знаний.
Успешная реализация потребительской политики в различных аспектах стала возможной в результате разработки и исполнения с 2009 года программы по защите прав потребителей. В то же время, остается немало нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера. Рыночные механизмы не обеспечивают потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов товародвижения, развитие дистанционного способа продаж, долевого участия в строительстве, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, реформирование жилищно-коммунальной сферы и другие трансформации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.
Ориентация системы защиты прав потребителей на обеспечение законных интересов конкретного человека, оправданная на стадии накопления опыта в реализации потребительского законодательства, малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы. Необходимы поиск и применение новых подходов на основе баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке.
Построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и обеспечения адекватного поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных потребительских прав и обязанностей. Информационно-просветительская работа становится одним из основных элементов потребительской политики и должна включать: пропаганду правовых знаний через средства массовой информации; издание специальной и популярной литературы; максимально возможное вовлечение в образовательный процесс различных групп потребителей. Особое внимание должно быть уделено социально незащищенным, малообеспеченным, проживающим в отдаленных районах и в сельской местности потребителям, организации системного обучения обучающихся в образовательных организациях на условиях его непрерывности и преемственности с приоритетом обучения основам потребительских знаний в общеобразовательных организациях, обучению предпринимателей, поддержке общественного движения потребителей. В результате субъекты предпринимательской деятельности должны приобрести определенные навыки и стереотипы поведения в условиях рыночной экономики, что способствовало бы добровольному разрешению возникающих споров.
Для обеспечения действенности государственной потребительской политики требуется поддержание старых и разработка новых организационных подходов, объединение усилий органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, обществ потребителей и других заинтересованных структур.
Решение вышеобозначенных проблем и задач в определенной степени возможно в рамках реализации региональной комплексной программы по защите прав потребителей. Отличительной особенностью этой Программы является ее комплексный подход к осуществлению поставленных целей государственной поддержки потребителей, что позволяет максимально интегрировать интересы и возможности всех структур в Саратовской области, занимающихся защитой прав потребителей, и в конечном итоге существенно влияет на улучшение социально-экономической ситуации в регионе.
Реализация комплекса мероприятий, которые предусмотрены Программой, позволит решить обозначенные выше задачи, будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социальной напряженности на территории области.
II. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются обеспечение в регионе реализации потребительской политики на основе объединения усилий органов представительной и исполнительной власти области, местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, правоохранительных органов, общественных объединений потребителей; повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, изготовителей, исполнителей, а также сокращение потерь потребителей от приобретения товаров (работ, услуг) с недостатками и опасных товаров (работ, услуг).
Основными задачами Программы являются:
формирование эффективной системы обеспечения защиты прав потребителей в Саратовской области;
повышение эффективности деятельности по контролю и надзору в первую очередь в наиболее проблемных с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей сферах потребительского рынка;
совершенствование правовой защиты потребителей;
развитие и укрепление системы защиты прав потребителей, повышение уровня квалификации профессиональных и общественных защитников потребителей в области;
содействие повышению правовой грамотности и информированности населения области в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения;
повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке области;
обеспечение защиты населения области от недоброкачественных товаров, работ, услуг, повышение их качества;
стимулирование производства безопасных и качественных товаров (работ, услуг);
содействие органам местного самоуправления области в решении задач по защите прав потребителей;
создание системы оперативного обмена информацией между заинтересованными структурами об опасных и некачественных товарах (работах, услугах), фактах нанесения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан в связи с потреблением таких товаров (работ, услуг), о недобросовестных хозяйствующих субъектах и доведение этой информации через средства массовой информации до населения и предпринимателей;
организация пропаганды положений законодательства и приемов потребительского поведения среди населения и развитие потребительского образования обучающихся;
поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в области;
создание на территории области условий для полной и всесторонней реализации законодательства о защите прав потребителей.
III. Срок реализации Программы
Программа рассчитана на реализацию в течение с 2016 по 2020 годы.
IV. Мероприятия Программы
Для решения основных задач Программы предлагается реализовать следующие мероприятия:
информационно-аналитическое сопровождение системы защиты прав потребителей на территории области, определение приоритетных направлений деятельности по совершенствованию системы защиты прав потребителей;
комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг, направленной на предотвращение
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.