Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2009 г. N 5-Г09-81
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению З.Л.А. об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 г. N 797-ПП "Об утверждении правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве" по кассационной жалобе З.Л.А. на решение Московского городского суда от 18 августа 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., объяснения представителя заявителя А.С.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя правительства Москвы Е.С.Е. и представителя ГУП "Мосгортранс" Г.Н.В., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации З.Э.С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
З.Л.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 8.2.2 и 8.3 Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Москвы N 797-ПП от 2 сентября 2008 года, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы предполагают противоправное привлечение граждан к административной ответственности и незаконное изъятие у граждан их собственности в виде денежных средств, что нарушает основные права человека, гарантируемые Конституцией Российской Федерации.
Решением Московского городского суда от 18 августа 2009 года постановлено: в удовлетворении заявления З.Л.А. об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 г. N 797-ПП "Об утверждении правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве" - отказать.
З.Л.А. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Пунктом 1 Постановления Правительства Москвы 2 сентября 2008 г. N 797-ПП утверждены Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве".
Согласно пункту 8.2.2 Правил в случае установления фактов нарушения требований настоящих контролер вправе принимать в пределах своих полномочий в отношении лиц, допустивших нарушения, меры, предусмотренные законодательством и настоящими Правилами.
Пунктом 8.3 Правил установлено, что другие нрава и обязанности контролера определяются его должностной инструкцией.
Анализ положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в совокупности со ст. 44 Закона города Москвы "Устав города Москвы" и содержанием Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", свидетельствует о том, что оспариваемый правовой акт принят полномочным органом в пределах компетенции, предоставленной Правительству Москвы как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом в силу ст.ст. 1.3, 22.1, 22.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации, Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", а также Указа Мэра Москвы от 19.07.2007 N 44-УМ "Об органах исполнительной власти города Москвы", Положения о Департаменте транспорта и связи города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 августа 2004 г. N 556-ПП, и согласно установленных Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве" контролеры могут наделяться полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях законом или иным нормативным правовым актом города Москвы.
Такие полномочия на контролеров городского транспорта общего пользования возложены п. 9 ст. 16.3 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Суд надлежащим образом проверил доводы заявителя о том, что оспариваемые им пункты Правил являются неопределенными, и правильно признал их несостоятельными.
Так, указание на то, какими актами определены полномочия контролера наземного городского транспорта общего пользования в п. 8.2.2 не содержит положений, вызывающих неоднозначное толкование.
Доводы о том, что контролеры городского транспорта общего пользования являются работниками хозяйствующих субъектов и не являются должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, также нельзя признать состоятельными, поскольку пункты 8.2.2 и 8.3 Правил таких положений не содержат.
Специальными полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов исполнительной власти города Москвы наделены органы городского транспорта, в том числе их должностные лица.
Кроме того, средства от взимания штрафов за безбилетный проезд в городском пассажирском транспорте не являются прибылью ГУП "Мосгортранс" и зачисляются в бюджет города Москвы.
Предусмотренная п. 8.3 Правил обязанность контролера соблюдать свою должностную инструкцию, как правильно указал суд, прав заявителя не нарушает и не влечет за собой признание его противоречащим закону и недействующим.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 18 августа 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу З.Л.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2009 г. N 5-Г09-81
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)