Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2002 г. N 4197/01
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.10.2000 по делу N А45-9829/2000-КГ31/388.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Нью-Йорк Пицца" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к индивидуальному предпринимателю Кирееву Д.К. о защите своего фирменного наименования путем запрещения предпринимателю использовать в своей деятельности в ресторане быстрого питания, находящемся по адресу: г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, д. 226, обозначения "Нью-Йорк Пицца", "New York Pizza" и "NYP", являющиеся, по мнению истца, его полным и сокращенным фирменным наименованием на русском и английском языках.
Решением от 23.10.2000 исковое требование удовлетворено.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество (истец) было 18.01.99 зарегистрировано под полным фирменным наименованием: "Общество с ограниченной ответственностью "Нью-Йорк Пицца", сокращенным - "ООО "Нью-Йорк Пицца" (на русском языке) и "New York Pizza" Co. Ltd" (на английском языке). Предметами деятельности общества указаны 49 видов деятельности, в том числе организация и эксплуатация сети пунктов общественного питания, оптовая и розничная торговля продуктами питания.
Индивидуальный предприниматель Киреев Д.К. (ответчик) в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрирован 30.06.97, в связи с чем ему выдано свидетельство N 22096.
Судом установлено, и это обстоятельство никем не оспаривается, что в принадлежащем ответчику ресторане быстрого обслуживания на вывесках, в объявлениях, меню, на визитных карточках, форменной одежде работников помещены обозначения "Нью-Йорк Пицца", "New York Pizza Nowosibirsk", "New York Pizza", "NYP".
По утверждению истца, используемые обозначения тождественны или сходны до степени смешения с его фирменным наименованием, что должно квалифицироваться как нарушение его исключительного права на фирменное наименование.
Арбитражный суд согласился с доводами истца и удовлетворил требование со ссылкой на статьи 54 и 132 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Однако суд неправильно определил объект защиты, указав, что фирменным наименованием истца является словесное обозначение: на русском языке - "Нью-Йорк Пицца", на английском - "New York Pizza" и сокращенное обозначение - "NYP".
Вопреки требованиям статей 54, 87 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Закона Российской Федерации "Об обществах с ограниченной ответственностью" суд не включил в структуру полного фирменного наименования его обязательную часть: указание на организационно-правовую форму юридического лица (слова "общество с ограниченной ответственностью"), а в структуру сокращенного - аббревиатуру "ООО".
Исследуя обозначение "NYP", суд счел его фирменным наименованием необоснованно, поскольку это противоречит уставу общества.
Суд не дал оценки доводу ответчика о том, что он как гражданин - предприниматель выступает в гражданском обороте под своим собственным именем (предприниматель Киреев Д.К.) и в подтверждение этого им представлены письменные доказательства.
Соглашаясь с доводами заявителя о незаконном использовании ответчиком так называемой вспомогательной части фирменного наименования общества с ограниченной ответственностью, суд не исследовал существенных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Не дана оценка тому обстоятельству, что предприниматель Киреев Д.К. в рекламных целях использовал в ресторанах - пиццериях спорные обозначения задолго до регистрации истца. В подтверждение этого факта ответчик представил суду санитарно-эпидемиологическое разрешение, кассовые чеки и другие материалы.
Поскольку в данном деле спор вызван столкновением не двух зарегистрированных тождественных фирменных наименований, а зарегистрированного фирменного наименования и используемого обозначения, то для признания такого использования незаконным следовало определить не только степень их сходства, но одновременно сравнить сферы фактической деятельности сторон (деловой и территориальной). Кроме того, суду необходимо проверить, привели ли действия ответчика к реальному смешению или введению в заблуждение потребителей относительно того, какое лицо оказывает им услуги, а также допущены ли предпринимателем иные акты недобросовестной конкуренции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.10.2000 по делу N А45-9829/2000-КГ31/388 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председатель |
В.Ф. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Компания посчитала, что предприниматель использует в своей деятельности обозначение, являющееся ее полным и сокращенным фирменным наименованием. В связи с этим она обратилась в суд.
Президиум ВАС РФ не согласился с судами, удовлетворившими требование, и пояснил следующее.
Делая вывод о совпадении обозначения, суды не учли, что в структуру полного фирменного наименования должна входить обязательная часть: указание на организационно-правовую форму юрлица, а в структуру сокращенного - аббревиатура. Кроме того, нужно было учесть, что предприниматель выступает в гражданском обороте под своим собственным именем. В рекламных целях он использовал спорные обозначения задолго до регистрации истца.
Спор вызван столкновением не двух зарегистрированных тождественных фирменных наименований, а фирменного наименования и используемого обозначения. Поэтому нужно определить не только степень их сходства, но и сравнить сферы деятельности сторон (деловой и территориальной).
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2002 г. N 4197/01
Текст постановления официально опубликован не был