Постановление Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046
"Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой"
23 декабря 2002 г., 30 декабря 2003 г., 1 февраля 2005 г., 10 марта 2009 г.
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 настоящее постановление признано утратившим силу
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой.
И.о. Председателя Правительства Российской Федерации |
В. Черномырдин |
Типовое положение
об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046)
23 декабря 2002 г., 30 декабря 2003 г., 1 февраля 2005 г., 10 марта 2009 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регламентирует образовательную, воспитательную и финансово-хозяйственную деятельность государственных и муниципальных общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой (далее именуется - школа-интернат).
2. Школа-интернат создается в целях обеспечения возможности получения воспитанниками среднего (полного) общего образования в пределах государственных образовательных стандартов, интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития, адаптации к жизни, служению Отечеству на военном и гражданском поприще.
3. Школа-интернат реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, получение ими знаний и навыков первоначальной летной (инженерно-технической) подготовки.
4. Школа-интернат в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательной школе-интернате, настоящим Типовым положением и уставом школы-интерната.
5. Школа-интернат создается учредителем (учредителями) при наличии необходимых условий для обучения, воспитания, военной и летной подготовки, проживания, охраны жизни и здоровья воспитанников.
6. Порядок открытия, регистрации, реорганизации и ликвидации школы-интерната определяется законодательством Российской Федерации.
7. Учредителями государственной школы-интерната могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителями муниципальной школы-интерната являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство школы-интерната.
Учредительными документами школы-интерната являются решение учредителя или договор учредителей о ее создании, а также устав школы-интерната.
8. Отношения между учредителем и школой-интернатом определяются договором.
9. Школа-интернат получает права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, с момента ее государственной регистрации, а право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для образовательных учреждений, - с момента выдачи ей лицензии (разрешения).
10. Школа-интернат как юридическое лицо имеет расчетный, текущий и иные счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
II. Образовательный процесс и организация быта воспитанников
11. Школа-интернат осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ 3-й ступени общего образования - среднего (полного) общего образования. Срок обучения два года.
Продолжительность учебного года - не менее 34 недель без учета времени, отводимого на первоначальную летную (инженерно-техническую) подготовку.
По окончании учебного года для воспитанников 10 класса проводятся практические занятия в рамках дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку.
12. Количество воспитанников школы-интерната составляет, как правило, не более 300 человек.
Все воспитанники параллельных классов сводятся в роту, численностью до 150 человек. Рота состоит из взводов (классов), взвод (класс) - из 3 отделений.
Количество воспитанников во взводе (классе) не должно превышать 25 человек. При численности воспитанников школы-интерната не более 150 человек воспитанники 10 и 11 классов сводятся в одну роту.
13. На занятиях по физической подготовке, иностранному языку, а также во время практических занятий по информатике, вычислительной технике, физике и химии взвод (класс) делится на две группы.
14. Командирами отделений и заместителями воспитателей-командиров взводов (классов) приказом директора школы-интерната назначаются лучшие по успеваемости и поведению воспитанники.
15. Военная подготовка воспитанников школы-интерната включает подготовку по основам военной службы и первоначальную летную (инженерно-техническую) подготовку. Занятия по основам военной службы (в том числе факультативные) проводят лица, имеющие опыт военно-педагогической работы.
16. Первоначальная летная (инженерно-техническая) подготовка воспитанников школы-интерната включает теоретическую подготовку по специальным дисциплинам (аэродинамике, авиатехнике, воздушной навигации, авиационной метеорологии и др.) и летную (инженерно-техническую) практику.
Теоретическая подготовка и летная (инженерно-техническая) практика осуществляются в объеме программы первоначальной летной (инженерно-технической) подготовки Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), согласованной с отделом военного образования Военно-воздушных сил. Качество и методика проведения занятий по теоретической подготовке и организации летной (инженерно-технической) практики контролируется заместителем директора школы-интерната по военно-специальной (летной) подготовке по согласованию с начальниками авиационных организаций РОСТО, в которых обучаются воспитанники школы-интерната.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 797 в пункт 17 настоящего Типового положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
17. Занятия по теоретической подготовке проводятся в составе взвода (класса) в специально оборудованных кабинетах преподавателями специальных дисциплин, военными специалистами школы-интерната, авиационных воинских частей, учреждений, военных авиационных образовательных учреждений профессионального образования.
Летная (инженерно-техническая) практика воспитанников школы-интерната проводится в авиационных организациях РОСТО в соответствии с договором в составе эскадрильи (взвода), звеньев (отделений), летных (технических) экипажей (3-4 воспитанника) в специально оборудованных учебных местах и на аэродромах.
18. В период летной (инженерно-технической) практики в авиационных организациях РОСТО воспитатели-командиры взводов (классов) или старшие воспитатели-командиры рот обязаны находиться с воспитанниками первые 7 дней для согласования вопросов организации быта и досуга воспитанников с начальником авиационной организации РОСТО.
Проезд воспитанников к месту проведения летной (инженерно-технической) практики и обратно производится за счет средств школы-интерната.
По окончании летной (инженерно-технической) практики администрация школы-интерната организует отправку воспитанников из места ее проведения на каникулы или к месту учебы.
III. Участники образовательного процесса
19. Участниками образовательного процесса в школе-интернате являются воспитанники, преподаватели общеобразовательных предметов и специальных дисциплин, старшие воспитатели-командиры рот, воспитатели-командиры взводов (классов), старшины рот, руководители кружков, родители (законные представители) воспитанников.
20. В школу-интернат принимаются юноши, имеющие основное общее образование, которым на 1 июля года поступления исполнилось не менее 15 лет, годные по состоянию здоровья к летному обучению.
21. Юноши, желающие поступить в школу-интернат, прибывают в военный комиссариат района или города (без районного деления) с направлением государственного или муниципального органа управления образованием.
Военные комиссариаты районов или городов (без районного деления) на договорных условиях с органом управления (учреждением) здравоохранения субъекта Российской Федерации запрашивают из медицинских учреждений документы, характеризующие состояние здоровья юношей, и направляют юношей в государственные или муниципальные медицинские учреждения для выполнения обязательных диагностических исследований, определяемых Министерством обороны Российской Федерации.
Медицинское освидетельствование при отборе юношей для обучения в школах-интернатах проводится военно-врачебными комиссиями военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по месту жительства юношей. При отсутствии в военно-врачебных комиссиях необходимых специалистов, освидетельствование юношей проводится в учреждениях здравоохранения на договорных условиях с органом управления (учреждением) здравоохранения. Юноши, поступающие в школы-интернаты, по состоянию здоровья должны соответствовать требованиям, предъявляемым для курсантов военных авиационных образовательных учреждений профессионального образования.
Медицинское освидетельствование в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, дерматовенеролог и в случае необходимости врачи других специальностей.
22. Для отбора юношей в школе-интернате приказом соответствующего органа управления образованием создается приемная комиссия во главе с директором школы-интерната с участием представителей военного комиссариата, офицеров авиационных воинских частей, учреждений, военных авиационных образовательных учреждений профессионального образования и представителя медицинской службы Военно-воздушных сил.
23. Школа-интернат посылает кандидату вызов с указанием даты прибытия для прохождения тестирования на профессиональную пригодность к первоначальной летной подготовке (далее именуется - профессиональный отбор).
24. Кандидаты прибывают в школу-интернат за свой счет. В период прохождения профессионального отбора они обеспечиваются жильем (бесплатно) и питанием (за плату). Кандидаты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильем и питанием за счет средств школы-интерната.
25. Преимущественным правом при зачислении в школу-интернат при условии успешного прохождения профессионального отбора пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, получившие предварительную авиационную подготовку в школах юных летчиков и космонавтов и авиационных организациях РОСТО.
26. Порядок приема в школу-интернат в части, не урегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании", определяется учредителем и закрепляется в уставе школы-интерната.
27. Выпускникам школы-интерната, имеющей государственную аккредитацию, после прохождения ими государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании.
Выпускникам, выполнившим в полном объеме программу первоначальной летной подготовки Российским оборонным спортивно-техническим обществом выдается свидетельство авиационного спортсмена.
28. Выпускники, имеющие отличные и хорошие оценки по профилирующим предметам (алгебре, геометрии, основам информатики и вычислительной техники, физике, иностранному языку, физической подготовке), получают направление в авиационные военные образовательные учреждения профессионального образования.
29. За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (законных представителей) взимается плата в установленном порядке.
Стоимость первоначальной летной (инженерно-технической) подготовки в стоимость содержания воспитанника в школе-интернате не включается.
В исключительных случаях по решению учредителя родители (законные представители) могут быть освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате полностью или частично.
30. Воспитанники из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении и пользуются льготами, установленными законодательством Российской Федерации для данной категории детей.
Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49 в пункт 31 настоящего Типового положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
31. Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными для общеобразовательной школы-интерната нормами мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, хозяйственным инвентарем.
Кроме того, воспитанники школы-интерната обеспечиваются форменной одеждой, установленной для воспитанников суворовских военных училищ, с размещением на погонах букв "ПЛП" вместо "СВУ" и заменой красного цвета погон, околыша фуражки и лампасов на брюках на голубой.
Заявка на получение форменной одежды для воспитанников ежегодно подается школой-интернатом командующему войсками военного округа, на территории которого она расположена.
Воспитанники школы-интерната обеспечиваются питанием по установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации нормам.
32. Перевод воспитанника в другую школу-интернат с первоначальной летной подготовкой или в иные общеобразовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, производится по желанию воспитанника, с согласия родителей (законных представителей), по решению педагогического совета школы-интерната при наличии согласия образовательного учреждения, в которое желает перевестись воспитанник.
33. Порядок комплектования школы-интерната педагогическими и другими работниками регламентируется его уставом, а в отношении военных специалистов - законодательством о прохождении военной службы.
34. Старший воспитатель-командир роты назначается в соответствии с законодательством о прохождении военной службы из числа офицеров, имеющих высшее профессиональное образование по одной из авиационных военно-учетных специальностей и, как правило, опыт работы в авиационных военных образовательных учреждениях профессионального образования.
35. Старший воспитатель-командир роты ставится на все виды довольствия в установленном порядке в авиационную воинскую часть, учреждение или авиационное военное образовательное учреждение профессионального образования, в районе дислокации которых расположена школа-интернат.
Он подчиняется непосредственно заместителю директора школы-интерната по военно-специальной (летной) подготовке, отвечает за организацию начальной военной подготовки, использование и сохранность учебного оружия, контролирует и анализирует ход летной (инженерно-технической) практики, осуществляет работу по военно-профессиональной ориентации воспитанников, ведению ротного хозяйства, выполнению правил ношения установленной формы одежды, руководит учебно-воспитательной работой в роте, проводит учебно-методическую работу с воспитателями-командирами взводов (классов) и старшинами рот.
36. Старшина роты содержится за счет численности и средств Министерства обороны Российской Федерации. Он назначается в соответствии с законодательством о прохождении военной службы из числа прапорщиков (мичманов), имеющих среднее (полное) общее образование, военную специальность, соответствующую должности, подтвержденные соответствующими документами, и опыт воспитания личного состава. Старшина роты подчиняется старшему воспитателю-командиру роты и отвечает за поддержание дисциплины, внутреннего распорядка, за сохранность военного имущества роты.
Старшина роты в установленном порядке ставится на все виды довольствия в авиационную воинскую часть, учреждение или авиационное военное образовательное учреждение профессионального образования, в районе дислокации которых расположена школа-интернат.
37. Старший воспитатель-командир роты и старшина роты заключают (перезаключают) контракт о прохождении военной службы в соответствии с законодательством о прохождении военной службы.
38. Воспитатель-командир взвода (класса) назначается директором школы-интерната из числа офицеров запаса, проходивших военную службу в авиационных воинских частях, учреждениях или авиационных военных образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих военную (авиационную) специальность, подтвержденную соответствующим документом. Воспитатель-командир взвода (класса) ведет постоянный учет успеваемости по общеобразовательным предметам и специальным дисциплинам, летной (инженерно-технической) практике, всесторонне изучает индивидуальные качества каждого воспитанника и осуществляет работу по военно-профессиональной ориентации воспитанников.
39. Обязанности старшего воспитателя-командира роты, старшины роты, воспитателя-командира взвода (класса) определяются уставом школы-интерната.
40. Основные права и обязанности, а также социальные гарантии и льготы, предоставляемые работникам школы-интерната, определяются законодательством Российской Федерации об образовании, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Типовым положением, уставом школы-интерната, правилами внутреннего распорядка, тарифно-квалификационными характеристиками работников образовательных учреждений, а также должностными инструкциями.
41. Медицинское обслуживание воспитанников школы-интерната осуществляется штатными или специально закрепленными за школой-интернатом органом здравоохранения медицинскими работниками, которые наряду с администрацией школы-интерната несут ответственность за сохранение жизни и здоровья воспитанников, контролируют соблюдение санитарно-гигиенических норм и противоэпидемического режима, организацию и качество питания, соблюдение рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников.
42. Медицинское обеспечение офицеров и прапорщиков (мичманов) - военных специалистов школы-интерната осуществляется медицинской службой авиационной воинской части, учреждения, авиационного военного образовательного учреждения профессионального образования, в которые они поставлены на довольствие.
IV. Управление школой-интернатом
43. Управление школой-интернатом строится в соответствии с уставом школы-интерната на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления школы-интерната являются совет школы-интерната, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом школы-интерната.
44. Непосредственное управление школой-интернатом осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Прием на работу директора государственной школы-интерната осуществляется в порядке, определяемом ее уставом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Директор муниципальной школы-интерната назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен другой порядок.
45. Заместитель директора школы-интерната по военно-специальной (летной) подготовке содержится за счет численности и средств Министерства обороны Российской Федерации. Он назначается в соответствии с законодательством о прохождении военной службы по согласованию с учредителем и директором школы-интерната из числа наиболее подготовленных офицеров, имеющих военно-учетную специальность летного состава и опыт командной или педагогической работы в авиационных военных образовательных учреждениях профессионального образования или авиационных воинских частях.
46. Заместитель директора по военно-специальной (летной) подготовке школы-интерната подчиняется директору и несет ответственность за планирование, организацию и состояние начальной военной подготовки, физического и военно-патриотического воспитания, организацию внутреннего распорядка в школе-интернате, совершенствование военной, специальной и методической подготовки старших воспитателей-командиров рот и воспитателей-командиров взводов (классов). Он обеспечивает взаимодействие школы-интерната с авиационными организациями РОСТО, осуществляющими первоначальную летную (инженерно-техническую) подготовку, и поддерживает непосредственную связь с военными комиссариатами, с закрепленными в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, за школой-интернатом авиационными воинскими частями, учреждениями или авиационными военными образовательными учреждениями профессионального образования.
V. Имущество и средства школы-интерната
Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2002 г. N 919 в пункт 47 настоящего Типового положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
47. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом школы-интерната закрепляет за ней объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного, медицинского и иного назначения).
Земельные участки закрепляются за школами-интернатами в постоянное (бессрочное) пользование.
Объекты собственности, закрепленные за школой-интернатом, находятся в ее оперативном управлении.
Школа-интернат владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставом и законодательством Российской Федерации.
Школа-интернат несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ней собственности. Контроль деятельности школы-интерната в этой части осуществляется собственником и (или) органом, уполномоченным собственником.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за школой-интернатом, допускается в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
48. Для осуществления уставной деятельности школа-интернат имеет военный кабинет, комнаты для хранения учебного оружия, плац для проведения строевых занятий, площадку со специальной тренировочной аппаратурой, парашютный городок, классы конструкции самолета (вертолета), двигателя и оборудования самолета (вертолета), тренажную площадку на четыре самолета (вертолета) для проведения практических занятий.
Для проведения первоначальной летной (инженерно-технической) подготовки могут использоваться аналогичные классы, площадки авиационных частей, учреждений, авиационных военных образовательных учреждений профессионального образования, закрепленных за школой-интернатом.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса по общеобразовательной подготовке в школе-интернате осуществляются за счет средств учредителя; по первоначальной летной (инженерно-технической) подготовке - за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
49. Деятельность школы-интерната финансируется ее учредителем в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы-интерната являются:
собственные средства учредителя;
бюджетные и внебюджетные средства;
кредиты банков и других кредиторов;
имущество, закрепленное за школой-интернатом собственником (уполномоченным им органом);
добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных;
иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
50. Финансирование школы-интерната осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника.
Привлечение школой-интернатом дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров ее финансирования за счет средств учредителя.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 797 пункт 51 настоящего Типового положения изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
51. Финансирование расходов на первоначальную летную (инженерно-техническую) подготовку воспитанников школ-интернатов и их содержание в авиационных организациях РОСТО в период летной (инженерно-технической) практики производится на основании договора, заключаемого Министерством обороны Российской Федерации с РОСТО, за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 216 пункт 52 настоящего Типового положения изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
52. Школа-интернат устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), структуру управления деятельностью школы-интерната, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.
См. Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, направленные письмом Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 г. N АФ-947/96
53. Школа-интернат может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 сентября 1998 г., N 37, ст. 4623
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 216
Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 797
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2002 г. N 919