Письмо Минтруда РФ от 17 ноября 1997 г. N 5692-ГК
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1089 "Об изменении порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка", Минтруд России направляет для использования в практической деятельности Методические рекомендации по организации работы по передаче функций назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в органы социальной защиты населения, доработанные с учетом предложений, высказанных на Всероссийском семинаре 4-5 ноября 1997 года в Нижнем Новгороде.
Приложение: на 6 л.
Г.Н.Карелова
Приложение
к письму Минтруда РФ
от 17 ноября 1997 г. N 5692-ГК
Методические рекомендации
по организации работы по передаче функций назначения и выплаты
ежемесячного пособия на ребенка в органы социальной защиты населения
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1089 "Об изменении порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка" установлен новый порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка. С 1 января 1998 года назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка на всей территории Российской Федерации должно производиться в органах социальной защиты населения по месту жительства родителя, с которым проживает ребенок или по месту военной службы, службы в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел одного из родителей.
Реализация данного постановления требует проведения органами исполнительной власти на местах большой подготовительной работы, включающей в себя несколько этапов.
Первоначально субъектом Российской Федерации определяется дополнительная численность детей, имеющих право на получение ежемесячного пособия в органах социальной защиты населения, и исходя из этого необходимый объем финансовых средств, связанный с увеличением штатов, оборудованием рабочих мест, оснащением органов социальной защиты населения средствами автоматизации и оргтехники.
Расчет потребности в увеличении дополнительной численности штатных работников рекомендуется произвести исходя из нормы нагрузки на одного специалиста от 3,5 до 5 тысяч получателей пособий в зависимости от численности детского населения в конкретных населенных пунктах.
Решение о переходе на новую систему организации назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка с даты, предшествующей 1 января 1998 года, должно приниматься главой администрации субъекта Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей" от 14 февраля 1997 года N 169.
Целесообразно одновременно утвердить план мероприятий по этому вопросу, решить вопрос о выделении дополнительных средств и возложении обязанностей на соответствующие структуры, в чью компетенцию входят вопросы, связанные с реализацией постановления.
План мероприятий должен охватывать все вопросы по организации перехода на новую систему назначения и выплаты пособий: очередность перевода территорий (районов, городов), работа с предприятиями по передаче документации по пособиям в органы социальной защиты населения, разъяснительная работа с населением и т.д.
Формы реализации этих мероприятий могут быть различными: проведение совещаний с начальниками рай(гор)управлений соцзащиты населения; проведение совместного семинара с представителями предприятий, учреждений, организаций по отработке процедуры передачи документов получателей пособий в органы соцзащиты населения по месту жительства получателей; составление графиков приема представителей предприятий, учреждений, организаций и граждан органами соцзащиты населения и др.
Существенным моментом при переходе на новую систему организации назначения и выплат пособий на детей является решение вопроса о задолженности по выплате пособий конкретным получателям. В том случае, если задолженность образовалась по вине предприятия (бюджетные средства на выплату пособий предприятиям были перечислены либо предоставлены иным образом, например, путем взаимозачета по налоговым платежам), предприятие обязано погасить имеющуюся задолженность за счет собственных средств. Определение причины невыплаты пособий на конкретном предприятии должно производиться финансовыми органами.
В процессе передачи документации получателей ежемесячного пособия на детей в органы социальной защиты населения осуществляется тесное взаимодействие с предприятиями, учреждениями, организациями.
В первую очередь получатели пособий на предприятиях, учреждениях, организациях должны быть ознакомлены с новым порядком назначения и выплаты пособия на детей и порядком оформления документов, необходимых для его назначения в органы соцзащиты населения.
Передача осуществляется с использованием документов получателей ежемесячного пособия на ребенка по месту работы. При отсутствии каких-либо документов для назначения пособия личное дело необходимо дооформить.
Предприятиям, учреждениям, организациям рекомендуется составлять списки получателей пособий по населенным пунктам, в которых они проживают.
Прием-передачу документов следует производить комиссией, состоящей из представителей органов соцзащиты населения по месту жительства получателей пособий и предприятий, учреждений, организаций в соответствии с согласованным графиком. По окончании передачи составляется двухсторонний акт. В акте следует определить, с какого месяца прекращается выплата пособия на предприятии и осуществляется по месту жительства. В случае невыплаты пособия по вине предприятия, предприятие обязуется погасить задолженность за счет собственных средств и проинформировать об этом орган социальной защиты населения.
Прием документов для назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка может производиться органами социальной защиты населения при предъявлении необходимых документов в соответствии с планом мероприятий по передаче пособий, утвержденным в данном субъекте Российской Федерации.
Решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены различные варианты организации порядка передачи документов для назначения пособия в органы социальной защиты населения, включая предоставление возможности гражданам самостоятельно обратиться в органы соцзащиты по этому вопросу при предоставлении ими необходимых документов.
В любом из предложенных вариантов получатель пособия должен обязательно написать заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка.
В соответствии с пунктом 48 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (в редакции вышеуказанного постановления), с 1 января 1998 года заявление о назначении ежемесячного пособия на детей будет подаваться в орган социальной защиты населения по месту жительства, или по месту военной службы, службы в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел одного из родителей (усыновителей, опекуна, попечителя) при условии неполучения ежемесячного пособия на ребенка в органах социальной защиты населения другим родителем (усыновителем, опекуном, попечителем).
Согласно новой редакции пункта 48 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок
Однако, необходимо иметь ввиду, что в случае, если оба родителя являются военнослужащими, являются лицами рядового и начальствующего состава МВД России (Министерство внутренних дел), ФСБ России (Федеральная служба безопасности), ФПС России (Федеральная пограничная служба), ФАПСИ при Президенте Российской Федерации (Федеральное Агентство Правительственной связи и информации), ФСО России (Федеральная служба охраны), Службы внешней разведки, ежемесячное пособие на детей назначается по месту службы в указанных органах.
При условии, когда один из родителей служит в вышеназванных органах, право на назначение ежемесячного пособия на ребенка в органах социальной защиты населения возникает у другого родителя, при обязательном предоставлении им справки о невыплате данного пособия родителю - военнослужащему.
Выплата пособий может осуществляться как предприятиями связи, так и через отделения Сбербанка России. Для обеспечения выплаты пособий через сеть Сбербанка территориальные органы социальной защиты населения заключают договора с Управлением Сбербанка России.
За получателями пособий должно сохраниться право выбора в определении места выплаты пособий (по почте или через сбербанк). При назначении ежемесячного пособия на ребенка в заявлении получатель пособия должен указать номер учреждения Сбербанка и номер лицевого счета для перечисления средств на выплату пособий или номер почтового отделения связи.
Вместе с тем целесообразнее осуществлять выплаты пособий через сеть Сбербанка, учитывая, что в этих случаях не требуется дополнительных почтовых затрат. С этой целью необходимо провести разъяснительную работу среди населения о преимуществах открытия лицевых счетов для зачисления детских пособий. Одной из задач при переходе на назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка является достижение договоренности с Управлением Сбербанка России о минимальной сумме вклада для открытия лицевых счетов получателей пособий.
Как показывает практика, Управления Сбербанка России на местах оказывают всяческое содействие в организации выплаты пособий через свою сеть и принимают оперативные меры по обслуживанию дополнительных вкладчиков: принимают решения об организации дополнительных рабочих мест, продлении режима работы учреждений банка, установлении графиков выплаты пособий, обеспечивают органы социальной защиты населения сведениями об учреждениях банка и др.
В тех населенных пунктах, где отсутствуют филиалы Сбербанка, а также когда получатели являются инвалидами 1 группы, выплату пособий на детей целесообразнее осуществлять через почтовые отделения (для получателей-инвалидов - с доставкой на дом).
Органы социальной защиты населения в целях информирования населения должны провести разъяснительную работу по переходу на новую систему назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка. В этих целях необходимо подготовить информационные стенды с подробным освещением вопросов, связанных с оформлением документов для назначения пособий, а также использовать средства массовой информации (телевидение, газеты, радио).
Учитывая значительное увеличение числа получателей в связи с назначением пособий на детей органам соцзащиты населения следует предусмотреть изменения в графиках работы по приему граждан (продление часов работы учреждений, увеличение продолжительности рабочей недели, привлечение дополнительных нештатных работников на договорной основе).
В целях бесперебойной и своевременной выплаты ежемесячного пособия на детей в условиях дефицита бюджетных средств необходимо разработать и утвердить постановлением главы администрации субъекта Российской Федерации порядок финансирования выплаты пособий, который четко определяет схему прохождения средств, обеспечивая их целевое использование.
Следует иметь в виду, что по действующему законодательству финансирование выплаты ежемесячного пособия на детей в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Расходы на выплату пособий учитываются в расчетной базе при определении размеров финансовой помощи регионам (трансферта) из Федерального фонда финансовой поддержки регионов за счет средств федерального бюджета. В соответствии со ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится "наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией".
Учитывая вышеизложенное, необходимо предусматривать соответствующее выделение из областного бюджета финансовых средств на выплату пособий в полном объеме. Такой подход должен способствовать сглаживанию различий в части выплаты пособий по районам в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.97 N 1089 "Об изменении порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны предусматривать в перечне защищенных статей текущих расходов, подлежащих финансированию в полном объеме, бюджетов субъектов Российской Федерации средства на обеспечение выплаты ежемесячного пособия на ребенка органами социальной защиты населения. Этому вопросу следует уделить первоочередное внимание при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на 1998 год.
Следует также определить меры по погашению образовавшейся задолженности по выплате пособий. Возможно предусмотреть объем средств на эти цели при формировании бюджетов на 1998 год, а также использовать другие меры, в частности погашение задолженности путем взаимозачетов.
В этих случаях по решению органов власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) причитающееся семье пособие на ребенка при добровольном согласии родителей может быть предоставлено в натуральной (неденежной) форме - в виде товарного покрытия потребительскими товарами (продуктами, товарами детского ассортимента, школьно-письменными принадлежностями и пр.), предоставления бесплатной (льготной) путевки для отдыха ребенка и других услуг для детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минтруда РФ от 17 ноября 1997 г. N 5692-ГК
Текст письма официально опубликован не был