Решение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2009 г. N ГКПИ09-1168
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 декабря 2009 г. N КАС09-560 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Пролетарский завод" о признании недействующими пунктов 1 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", установил:
пунктом 1 постановления "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (далее Постановление) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам в случае:
а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
Пунктом 5 Постановления предусмотрено, что порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности определяется Министерством финансов Российской Федерации, а в случае, предусмотренном в абзаце третьем пункта 3 данного Постановления, - государственными социальными внебюджетными фондами.
ОАО "Пролетарский завод" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 5 названного Постановления. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не позволяют признать недоимку и задолженность по пеням и штрафам безнадежной к взысканию и списания в иных случаях: истечение срока исковой давности, наличие преюдициального судебного акта, а также нарушают права организации-налогоплательщика, которая при наличии числящейся задолженности по налогам не может получить кредит, участвовать в тендерах. Правительство Российской Федерации при издании оспариваемого нормативного правового акта вышло за пределы полномочий делегированных ему Налоговым кодексом Российской Федерации и установило не порядок списания, а основания признания безнадежной к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В суде представители ОАО "Пролетарский завод" К.Ю.В., П.М.И. поддержали заявленные требования и пояснили, что изложенные в пункте 1 оспариваемого Постановления основания признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам значительно уже тех оснований, которые указаны в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации (поручение от 10 сентября 2009 г. N СС-П13-5186).
Представители заинтересованного лица Правительства РФ М.Г.С., Н.М.В., П.Н.Б. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права налогоплательщиков.
Выслушав объяснения представителей ОАО "Пролетарский завод" К.Ю.В., П.М.И., Правительства РФ М.Г.С., Н.М.В., П.Н.Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Во исполнение требований статьи 59 НК РФ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12 февраля 2001 N 100, которым установлен порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам (действует в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15 августа 2002 г. N 602, от 25 ноября 2004 г. N 678, от 4 ноября 2006 г. N 652).
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 41, 24.02.2001, "Собрании законодательства Российской Федерации" N 8, 19.02.2001.
Доводы заявителя о том, что Правительство Российской Федерации, принявшее указанное Постановление, вышло за пределы полномочий, делегированных ему статьей 59 НК РФ, и определило не порядок списания, а основания признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, причем для организаций установило единственное основание - ликвидацию организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являются несостоятельными.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками обязанности платить законно установленные налоги и сборы и восполнения потерь, понесенных казной в случае ненадлежащего исполнения налогоплательщиком налоговой обязанности, федеральный законодатель установил систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусмотрел меры государственного принуждения, направленные на понуждение налогоплательщика к полной и своевременной уплате причитающихся государству сумм налога, назвал условия, в которых взыскание недоимки и задолженности по пеням и штрафам, объективно невозможно.
Так, Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, если их уплата и (или) взыскание оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера (абзац первый пункта 1 и пункт 2 статьи 59). Объективные обстоятельства экономического, социального и юридического характера, наличие которых не позволяет уплатить и (или) взыскать соответствующую недоимку, названные федеральным законодателем, не могут рассматриваться как основания признания числящейся за налогоплательщиком безнадежной недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает перечень оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными, то доводы заявителя о том, что Правительство Российской Федерации в нарушение требований действующего законодательства о налогах и сборах сузило эти основания, не состоятельны.
В пункте 1 Постановления определены случаи признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций; признанных банкротами индивидуальных предпринимателей и умерших (объявленных судом умершими) физических лиц.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает исполнение обязанности по уплате налога налогоплательщик самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (статья 45).
Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Таковыми согласно данной норме закона являются: смерть физического лица-налогоплательщика или признание его умершим; ликвидация организации-налогоплательщика. Таким образом, приведенные в пункте 1 Постановления случаи признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам соответствуют требованиям статьи 44 НК РФ.
Доводы заявителя о том, что в оспариваемом нормативном правовом акте отсутствуют такие обстоятельства как истечение срока исковой давности, наличие преюдициального судебного акта в качестве причин юридического характера, обуславливающие признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам безнадежными, не основаны на законе. Законодательство о налогах и сборах не связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора с приведенными обстоятельствами.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Осуществляя свои полномочия по установлению порядка списания признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, Правительство Российской Федерации в пункте 5 Постановления поручило Министерству финансов Российской Федерации, определить порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списания недоимки и задолженности. Данный пункт Постановления носит распорядительный характер и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы налогоплательщиков, заявление ОАО "Пролетарский завод" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление открытого акционерного общества "Пролетарский завод" о признании недействующими пунктов 1 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2009 г. N ГКПИ09-1168
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 декабря 2009 г. N КАС09-560 настоящее решение оставлено без изменения