Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2009 г. N 33-Г09-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу губернатора Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 16 сентября 2009 года, которым постановлено:
признать недействующими статьи 2.1, 5.1, 5.4, 7.1, 7.8, 7.9, 7.10 областного закона Ленинградской области от 2 июля 2003 года N 47-оз "Об административных правонарушениях" со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б.Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - В.Т.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими статей 2.1, 5.1, 5.4, 7.1, 7.8, 7.9, 7.10 закона Ленинградской области от 2 июля 2003 года N 47-оз "Об административных правонарушениях", сославшись на то, что указанные правовые нормы противоречат федеральному законодательству. Статьями 2.1 и 7.1 закона, в нарушение статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) РФ, установлено два вида административной ответственности за одно административное правонарушение. Кроме того, административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена КоАП РФ. Вопросы об административной ответственности за совершение действий, указанных в статьях 5.1, 5.4, 7.8, 7.9, 7.10 областного закона, также урегулированы КоАП РФ.
Решением Ленинградского областного суда от 16 сентября 2009 года заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе губернатор Ленинградской области просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.
Из дела видно, что 24 июня 2003 года принят Закон Ленинградской области N 47-оз "Об административных правонарушениях", официально опубликованный в бюллетене "Вестник правительства Ленинградской области" N 15 от 23 июля 2003 года. В указанный закон неоднократно вносились изменения, в настоящее время он действует в редакции Закона области от 28 июля 2009 года N 65-03, опубликованного в газете "Вести", N 148 от 7 августа 2009 года.
Из содержания раздела I следует, что настоящий областной закон является составной частью законодательства об административных правонарушениях (статья 1.1).
К ведению Ленинградской области в указанной сфере отнесено, в частности, установление административной ответственности по вопросам, не урегулированным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных областными законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области (статья 1.3).
Административным правонарушением в целях настоящего областного закона признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим областным законом установлена административная ответственность (статья 1.4).
Статьей 2.1 областного закона предусмотрено:
нарушение требований по обеспечению безопасности граждан, установленных правилами охраны жизни людей на водоемах Ленинградской области влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот рублей до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пятисот рублей до четырех тысяч рублей.
Статьей 7.1 предусмотрено:
нарушение установленных органами государственной власти Ленинградской области правил охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч рублей до двух тысяч пятисот рублей; на
должностных лиц - от четырех тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.
Статьей 5.1 определена ответственность за несоблюдение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Статьей 5.4 установлена административная ответственность за самовольный либо с нарушением установленных правил сброс с судов и иных плавучих средств, установок и сооружений загрязняющих веществ в водные объекты в границах территории Ленинградской области.
В главе 7 закона области содержатся нормы, устанавливающие административную ответственность за правонарушения против порядка управления:
статья 7.8 - за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, установленном законом Ленинградской области, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
статья 7.9 - за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, установленном законом Ленинградской области, об устранении нарушений законодательства.
статья 7.10 - за непринятие по постановлению (представлению, предписанию) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, установленного законом Ленинградской области.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании недействующим в части статей 2.1, 5.1, 5.4, 7.1, 7.8, 7.9, 7.10 закона Ленинградской области от 2 июля 2003 года N 47-оз "Об административных правонарушениях", суд пришел к правильному выводу о том, что данные нормы права противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Суд обоснованно указал, что как статьей 2.1, так и статьей 7.1 областного закона предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных в правилах охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области требований, предъявляемых к обеспечению безопасности людей на водных объектах. При этом, за совершение одного и того же административного правонарушения установлены разные размеры денежного штрафа. Названные правовые нормы вызывают неоднозначное толкование и не обеспечивают единообразного их понимания правоприменителями, а потому их сохранение приведет к нарушению требований определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования. Кроме того, данные нормы не позволяют определить, какие именно действия или бездействие отнесены к нарушениям, влекущим административную ответственность по статьям 2.1 и 7.1 закона области, что также свидетельствует об их противоречии федеральному законодательству.
Вопросы об административной ответственности за совершение действий, указанных в статьях 5.1, 5.4, 7.8, 7.9, 7.10 областного закона, урегулированы КоАП РФ, действующим на всей территории Российской Федерации, в том числе и в Ленинградской области.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Частью 4 статьей 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны водных объектов, в частности, за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
В соответствии с частью 1 статьи 1.3 КоАП РФ установление порядка производства по делам об административных правонарушениях относится к ведению Российской Федерации.
Законные требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, обусловлены его процессуальными полномочиями, установленными разделом IV КоАП РФ.
Невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административных правонарушениях, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 17.7 КоАП РФ. По смыслу статьи 17.7 КоАП РФ, установленная ею административная ответственность наступает в случае умышленного невыполнения физическим или должностным лицами законных требований должностного лица на стадии производства по делу об административном правонарушении, то есть на этапах от возбуждения дела до вступления постановления в законную силу.
Согласно статье 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшему представлению. Исполнение статьи 29.13 КоАП РФ обеспечивается положениями статьи 19.6 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Сравнительный анализ оспариваемого прокурором акта и приведенных выше федеральных норм приводит к выводу о том, что Закон Ленинградской области от 2 июля 2003 года N 47-оз "Об административных правонарушениях" противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу. Законодатель Ленинградской области, осуществляя оспариваемое правовое регулирование, вышел за пределы полномочий, предоставленных ему законом.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы губернатора Ленинградской области, изложенные в его кассационной жалобе, основаны на ином истолковании норм материального права, с чем нельзя согласиться по вышеприведенным мотивам.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 16 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу губернатора Ленинградской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2009 г. N 33-Г09-19
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)