Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2009 г. N 67-Г09-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 18 сентября 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Новосибирской области о признании недействующим пункта 14 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг в рамках реализации областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы", утвержденного постановлением администрации Новосибирской области от 10 марта 2009 года N 92-па.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З.Э.С., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
В целях реализации областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы" 10 марта 2009 года администрацией Новосибирской области принято Постановление N 92-па "Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг в рамках реализации областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы", опубликованное в печатном издании "Советская Сибирь", N 46, 17 марта 2009 года.
Пунктом 14 утвержденного Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг в рамках реализации областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы (в редакции постановления администрации Новосибирской области от 30 июля 2009 года N 288-па) (далее - Порядок) установлено, что в случае невыполнения СМиСП условия по достижению заявленного прироста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области по итогам года предоставления финансовой поддержки и года, следующего за ним, в сравнении с годом, предшествующим году предоставления финансовой поддержки (если данное условие является обязательным для получения субсидии) СМиСП обязан вернуть в областной бюджет Новосибирской области разницу недостигнутого прироста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области:
для юридических лиц, применяющих общую систему налогообложения, - по налогу на прибыль организаций, по налогу на доходы физических лиц, по налогу на имущество организаций, по транспортному налогу;
для СМиСП, применяющих упрощенную систему налогообложения, - по налогу на доходы физических лиц и единому налогу, по транспортному налогу;
для СМиСП, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и по налогу на доходы физических лиц, по транспортному налогу;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, - по налогу на доходы физических лиц, по транспортному налогу.
Возврат производится в областной бюджет Новосибирской области в течение месяца со дня получения уведомления от ДРПиП.
Исполняющий обязанности прокурора Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 14 указанного Порядка.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемым положением нормативного правового акта субъекта Российской Федерации на субъектов малого и среднего предпринимательства возложена обязанность перечисления в бюджет разницы недостигнутого прироста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области по итогам года, по сравнению с другими периодами, что не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ, который устанавливает предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе, что создает препятствия к осуществлению свободной экономической деятельности и является дополнительным видом ответственности за неэффективную предпринимательскую деятельность. Пункт 14 Порядка, по мнению прокурора, противоречит частям 1 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением Новосибирского областного суда от 18 сентября 2009 года в удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Новосибирской области отказано
В кассационном представлении прокурор Новосибирской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, находит доводы представления обоснованными, а решение суда - подлежащим отмене.
Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и т.д.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
При этом субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Анализ вышеназванного Федерального закона свидетельствует о том, что федеральным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, к их числу отнесено определение:
1) категории и (или) критериев отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) целей, условий и порядка предоставления субсидий;
3) порядка возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Возврат разницы недостигнутого прироста налоговых поступлений в бюджет субъекта в качестве последствий невыполнения получателем субсидий условий их предоставления федеральным законодательством не предусмотрен, как и не предусмотрена вообще возможность установления каких-либо иных последствий невыполнения условий предоставления субсидий из бюджета субъекта, кроме возврата самой субсидии.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено полномочий устанавливать дополнительные виды бюджетных санкций, каковым по сути является требование о возврате разницы недостигнутого прироста налоговых поступлений в бюджет субъекта.
Следовательно, полномочия государственных органов субъекта Российской Федерации по осуществлению регулирования вопросов предоставления субсидий из бюджета субъекта могут осуществляться только при соблюдении требований федерального законодательства. Оспариваемая прокурором норма принята по вопросу, урегулированному федеральным законом, и не соответствует его содержанию в части установления последствий невыполнения условий предоставления субсидий её получателем, при этом органом государственной власти субъекта фактически введен новый вид бюджетных санкций (возврат разницы недостигнутого прироста налоговых поступлений в бюджет субъекта), не предусмотренный федеральным бюджетным законодательством, что противоречит положениям статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что пункт 14 обжалуемого Порядка не противоречит толкованию положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и полностью соответствует данной норме, поскольку определяет порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий по областной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы" и только для тех СМиСП, для которых такие условия являлись обязательными для получения субсидии, и не распространяется на иных СМиСП, для которых при предоставлении субсидий в соответствии с областной целевой программой, вышеуказанные условия не устанавливались. С данным выводом суда Судебная коллегия согласиться не может, поскольку из содержания оспариваемой нормы не следует, что в ней установлен порядок возврата субсидий, возврат разницы недостигнутого прироста налоговых поступлений в бюджет субъекта никак не может расцениваться как возврат субсидии.
Положения, обжалуемые прокурором, не отвечают перечисленным в федеральном законе требованиям, поскольку не устанавливают порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а вводят иные бюджетные санкции, не предусмотренные федеральным законодательством. Таким образом, неопределенность правового содержания оспариваемой нормы может повлечь нецелевое расходование средств бюджета субъекта, возложение на субъектов бюджетных правоотношений (получателей субсидий) незаконных бюджетных санкций, что противоречит нормам бюджетного законодательства.
Установление обязанности по возврату разницы недостигнутого прироста налоговых поступлений в бюджет субъекта в случае невыполнения получателем субсидии условий по достижению заявленного прироста налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта, если данное условие являлось обязательным для получения субсидий, свидетельствует о том, что оспариваемая норма вступает также в противоречие с положениями пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что по делу не требуется дополнительного собирания доказательств, Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Новосибирской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361-363, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новосибирского областного суда от 18 сентября 2009 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявление исполняющего обязанности прокурора Новосибирской области удовлетворить.
Признать недействующим пункт 14 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям производителям товаров, работ, услуг в рамках реализации областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы", утвержденного постановлением администрации Новосибирской области от 10 марта 2009 года N 92-па с момента принятия настоящего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2009 г. N 67-Г09-16
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)