Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 66-Г09-27
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Х.С.В., Правительства Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 22 сентября 2009 года, которым частично удовлетворено заявление Х.С.В. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 2 и 3 Закона Иркутской области от 4 марта 2009 года N 5-ОЗ "О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области" и пункта 3.2 в колонке 3 Приложения N 3 к постановлению Правительства Иркутской области от 28 апреля 2009 года N 128-ПП "О размерах регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 18 февраля 2009 года N 7/12а-ЗС принят Закон Иркутской области от 4 марта 2009 года N 5-ОЗ "О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области" (далее - Закон), опубликованный в печатном издании "Ведомости ЗС Иркутской области", N 7, 4 марта 2009 (том 2).
Статьей 2 указанного Закона установлены следующие размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: 1) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина; 2) 21 квадратный метр общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух человек; 3) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех человек; 4) 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из четырех человек; 5) 13 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из пяти и более человек; 6) в размере занимаемой общей площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров общей площади жилого помещения на одиноко проживающих граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости и которые не являются получателями мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; 7) в размере 25 квадратных метров занимаемой общей площади жилого помещения в расчете на одного члена семьи, но не более 60 квадратных метров общей площади жилого помещения на семью - для семей, состоящих из граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости и которые не являются получателями мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также семей, в которых указанные категории граждан проживают совместно с нетрудоспособными членами семьи и (или) с трудоспособными лицами, осуществляющими в установленном законодательством порядке уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, лицом, достигшим возраста 80 лет.
В соответствии со статьей 3 Закона размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям области, устанавливаются Правительством Иркутской области в соответствии с законодательством ежегодно до утверждения областного бюджета: на одиноко проживающего гражданина; на одного члена семьи, состоящей из двух человек; на одного члена семьи, состоящей из трех человек; на одного члена семьи, состоящей из четырех человек; на одного члена семьи, состоящей из пяти и более человек; на одиноко проживающего гражданина, которому назначена трудовая пенсия по старости и который не является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; на одного члена семьи, состоящей из граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости и которые не являются получателями мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также семьи, в которой указанные категории граждан проживают совместно с нетрудоспособными членами семьи и (или) трудоспособными лицами, осуществляющими в установленном законодательством порядке уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, лицом, достигшим возраста 80 лет.
28 апреля 2009 года Правительством Иркутской области принято постановление N 128-ПП "О размерах регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг" (далее - Постановление), статьей 3 которого установлены размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям Иркутской области, с 29 марта по 31 декабря 2009 года для проживающих:
- в полностью благоустроенном жилищном фонде (в т.ч. с лифтом, без мусоропровода, без лифта с мусоропроводом);
- в полностью благоустроенном жилищном фонде без лифта и мусоропровода (пункт 3.2, который заявитель оспаривает);
- в полностью благоустроенном жилищном фонде без лифта и мусоропровода с газом;
- в жилищном фонде, имеющем не все виды благоустройства;
- в неблагоустроенном жилищном фонде.
Х.С.В. обратился в Иркутский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с 4 марта 2009 года статей 2 и 3 Закона Иркутской области от 4 марта 2009 года N 5-ОЗ и с 29 марта 2009 года пункта 3.2 в 3 колонке Приложения N 3 к постановлению Правительства Иркутской области от 28 апреля 2009 года.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемыми нормами установлены размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированного по муниципальным образованиям Иркутской области и регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемые для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Однако региональные стандарты не установлены для одиноко проживающих инвалидов, что противоречит статье 17 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законам от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пунктам 13 и 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг". Отсутствие данного положения в действующих нормативных актах приравняло одиноко проживающего инвалида к одинокому работающему гражданину, повлекло снижение размера субсидии для инвалидов более чем в четыре раза. По мнению Х.С.В. нарушено его право на социальную поддержку государства в оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из всей занимаемой площади жилого помещения.
Решением Иркутского областного суда от 22 сентября 2009 года постановлено:
заявление Х.С.В. удовлетворить частично.
Пункт 3.2 в 3 колонке Приложения N 3 к постановлению Правительства Иркутской области от 28 апреля 2009 года N 128-ПП "О размерах регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг" признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
В удовлетворении заявления Х.С.В. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 2 и 3 Закона Иркутской области от 4 марта 2009 года N 5-ОЗ "О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области" отказать.
Х.С.В. в кассационной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его заявления.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Правительство Иркутской области просит решение суда в части удовлетворения требований Х.С.В. о признании недействующим в указанной части постановления Правительства Иркутской области от 28 апреля 2009 года N 128-ПП "О размерах регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг" отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пунктам "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты и жилищного законодательства, предполагает осуществление ими нормативного правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с частями 1, 6, 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1).
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 6).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7).
В целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 августа 2005 года N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", которым установлены, в том числе, федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов; федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила), которые в том числе устанавливают порядок определения размера субсидии; порядок предоставления субсидий; особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан.
Отказывая в удовлетворении требований Х.С.В. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 2 и 3 Закона Иркутской области от 4 марта 2009 года N 5-ОЗ "О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области", суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые заявителем положения Закона приняты в пределах компетенции предоставленной субъекту Российской Федерации статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом "б" пункта 1 статьи 5, подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Судом проверялись доводы заявителя о противоречии положений оспариваемого Закона федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов", при этом суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная данным федеральным законом скидка инвалидам при оплате жилья и коммунальных услуг и предоставление гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, являются различными формами социальной поддержки населения и предоставляются заявителю в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, оспариваемый Закон устанавливает региональный стандарт нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг, а сам порядок расчета субсидий для всех регионов установлен федеральными Правилами утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761.
При этом суд учел, что в соответствии с пунктом 25 Правил предоставляемые гражданам льготы и скидки при оплате жилья учитываются при определении размера субсидии.
С учетом изложенного, оспариваемым Законом какие-либо льготы, предусмотренные федеральным законодательством для инвалидов не устанавливаются и не отменяются.
Оспаривая действующие нормы законодательства Иркутской области заявитель по существу ставит вопрос о дополнении закона нормами о повышенных мерах социальной поддержки одиноко проживающим инвалидам, что не может быть предметом рассмотрения судами общей юрисдикции, поскольку относится к полномочиям органов законодательной власти в силу положений статьи 10 Конституции РФ о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Также заявитель ставит вопрос о предоставлении одиноко проживающим инвалидам субсидии по оплате жилого помещения без ограничения размера субсидии региональным стандартом нормативной площади жилого помещения, а с учетом всей площади занимаемого жилого помещения, что не предусмотрено федеральным жилищным законодательством, законодательством о социальной защите инвалидов и не может служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим. Не могут служить основанием к отмене оспариваемого акта и ссылки заявителя на то, что его расходы на оплату жилого помещения превышают установленную в Российской Федерации максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, поскольку указанная максимально допустимая доля исчисляется исходя из установленного стандарта социальной нормы площади жилого помещения общей площади жилья на 1 гражданина (федеральный стандарт установлен в размере 18 кв. метров, в региональный стандарт в Иркутской области - 33 кв.м.), а не исходя из размера всей занимаемой жилой площади (квартира заявителя 61,1 кв.м. (л.д. 58)).
Вместе с трем# частью 6 статьи 159 Жилищного кодекса установлено, что размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Согласно пункту 22 Правил размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, дифференцируются по поселениям, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам (далее - муниципальные образования) одного субъекта Российской Федерации. Для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов, находящихся в различных жилищных фондах, и жилых домов индивидуального жилищного фонда.
Таким образом, являются обоснованными выводы суда о противоречии постановления Правительства Иркутской области от 28 апреля 2009 года N 128-ПП "О размерах регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг" части 6 статьи 159 Жилищного кодекса и пункту 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761.
Кроме того, согласно статье 3 Закона Иркутской области от 04.03.2009 N 5-ОЗ размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям области, устанавливаются Правительством Иркутской области в соответствии с законодательством ежегодно до утверждения областного бюджета.
Закон Иркутской области N 132-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год" принят постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15 декабря 2008 года N 5/25-ЗС, подписан Губернатором Иркутской области 17 декабря 2008 года и вступил в силу 1 января 2009 года.
Признавая недействующим постановление Правительства Иркутской области "О размерах регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг" N 128-ПП, суд исходил из того, что оно устанавливает региональные стандарты на 2009 год, принято 28 апреля 2009 года, опубликовано 6 мая 2009 года, что противоречит статье 3 Закона Иркутской области от 4 марта 2009 года N 5-ОЗ. Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы кассационных жалоб, направлены к иному толкованию норм материального и процессуального права, примененных судом при разрешении дела, ошибочны и не могут служить поводом для его отмены. Не могут служить основанием к отмене решения и доводы кассаторов о том, что они считают решение суда в части признания пункта 3.2 в колонке 3 Приложения N 3 к постановлению Правительства Иркутской области от 28 апреля 2009 года N 128-ПП "О размерах регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг" неисполнимым, поскольку принятое судом решение не препятствует принятию соответствующим органом государственной власти Иркутской области как субъекта Российской Федерации иного нормативного правового акта, регламентирующего вопросы определения размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационных жалобах, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 22 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационные жалобы Х.С.В., Правительства Иркутской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 66-Г09-27
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)