Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 86-Г09-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора на решение Владимирского областного суда от 29 сентября 2009 года, которым прокурору Владимирской области отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 1 статьи 45 Закона Владимирской области от 2 октября 2007 года N 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области" в части слов "в пределах нормы жилой площади" и "в пределах нормативов потребления" в той мере, в которой данные ограничения распространяются на указанных в пункте 1 части 1 статьи 43 указанного Закона медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета, работающих в сельских поселениях, поселках городского типа, в соответствии с Приложением 1 к данному Закону.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., объяснения представителя Законодательного Собрания Владимирской области У.О.И., представителя Администрации Владимирской области М.О.В., возражавших против удовлетворения представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., не поддержавшей кассационное представление и полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 26 сентября 2007 года принят и 2 октября 2007 года Губернатором области подписан Закон Владимирской области N 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области".
Закон официально опубликован в издании "Владимирские ведомости" за N 193 от 3 октября 2007 года.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 43 данного Закона меры социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам - специалистам государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов, работающим в сельских поселениях, поселках городского типа, в соответствии с приложением 1 Закона.
Согласно части 1 статьи 45 Закона вышеуказанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) освобождение от оплаты за содержание и ремонт жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом Владимирской области в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, за исключением лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления;
2) освобождение от оплаты коммунальных услуг (электроснабжение - в пределах нормативов потребления указанной услуги, установленных постановлением Губернатора области, теплоснабжение (отопление) - в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом Владимирской области).
Прокурор Владимирской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 1 статьи 45 Закона в части слов "в пределах социальной нормы жилой площади" и "в пределах нормативов потребления" в той мере, в которой данные ограничения распространяются на медицинских и фармацевтических работников, указанных в пункте 1 части 1 статьи 43 Закона.
В обоснование своих требований прокурор указал, что данная норма ограничивает право на получение медицинскими и фармацевтическими работниками мер социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку предусматривает освобождение от оплаты за содержание и ремонт жилья в пределах социальной нормы жилой площади, а от оплаты коммунальных услуг - в пределах нормативов потребления соответствующих услуг.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, то есть до 1 января 2005 года право указанных лиц на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не было ограничено указанием на какие-либо нормы и нормативы.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан были внесены изменения, в соответствии с которыми часть 2 статьи 63 Основ утратила силу, а частями 5 и 6 данной статьи полномочия по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а работников муниципальных организаций здравоохранения - органам местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 153 названного Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Исходя из позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Определении от 7 февраля 2008 года N 383-О-П, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Таким образом, по мнению прокурора, предоставление оспариваемыми нормами Закона Владимирской области медицинским и фармацевтическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья в пределах социальной нормы жилой площади и коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления является незаконным, поскольку ухудшает условия предоставления данных льгот, имевшие место до 1 января 2005 года.
Решением Владимирского областного суда от 29 сентября 2009 года в удовлетворении требований прокурора отказано.
В кассационном представлении прокурор, участвующий в деле, ставит вопрос об отмене судебного решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу.
Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Положениями части 1 статьи 45 оспариваемого Закона Владимирской области от 2 октября 2007 года N 120-ОЗ медицинским и фармацевтическим работникам - специалистам государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов, работающим в сельских поселениях, поселках городского типа (согласно Приложения 1 к Закону) предоставляются меры социальной поддержки в виде: 1) освобождения от оплаты за содержание и ремонт жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом Владимирской области в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, за исключением лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления; и 2) освобождения от оплаты коммунальных услуг (электроснабжение - в пределах нормативов потребления указанной услуги, установленных постановлением Губернатора области, теплоснабжение (отопление) - в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом Владимирской области).
Проанализировав указанные положения действующего федерального и областного законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление медицинским и фармацевтическим работникам на территории Владимирской области мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в пределах установленных социальной нормы жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, и не ухудшает условия их предоставления.
При этом суд правомерно исходил из того, что порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам на территории области не изменился, такие меры, как и до 1 января 2005 года, предоставляются в натуральной форме, путем освобождения от соответствующих платежей, а совокупный объем их финансирования увеличился, что подтверждается материалами дела (л.д.л.д. 201, 221).
Таким образом, требования части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, не допускающие после 1 января 2005 года ухудшения условий предоставления и уменьшения объема финансирования соответствующих льгот, при издании оспариваемого Закона Владимирской области от 2 октября 2007 года N 120-ОЗ были соблюдены.
Не противоречат изложенные в решении суда выводы и правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2008 года N 383-О-П, на которое ссылался прокурор в обоснование своей правовой позиции, поскольку установленные оспариваемым Законом порядок и условия предоставления медицинским и фармацевтическим работникам мер социальной поддержки не свидетельствует о лишении данной категории граждан права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года.
Доводы кассационного представления отмену постановленного судом решения повлечь не могут, поскольку о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
Утверждения в представлении о том, что меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг должны предоставляться медицинским и фармацевтическим работникам в полном объеме соответствующих расходов, не могут быть признаны состоятельными, так как основаны на неверном толковании действующего законодательства.
На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 29 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N 86-Г09-17
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)