Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2009 г. N 66-Г09-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Кальмеера" (далее - ООО "ТД Кальмеера") на решение Иркутского областного суда от 3 августа 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления ООО "ТД Кальмеера" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части пункта 17 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования "город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 29 декабря 2006 года N 263-па.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., возражения против кассационной жалобы представителя губернатора и Правительства Иркутской области Д.А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением администрации Иркутской области от 29 декабря 2006 года N 263-па утверждено Положение (далее - Положение) о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования "город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, для строительства.
В соответствии с пунктом 33 Положения гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, подают в администрацию Иркутской области через департамент заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
К заявлению о выборе прилагаются документы, указанные в пункте 17 настоящего Положения.
Согласно пункту 17 Положения к данному заявлению должны прилагаться:
1) заверенная в установленном порядке копия паспорта или документа, заменяющего его и удостоверяющего личность, - для физических лиц;
2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц;
3) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, в случае подачи заявления от имени юридического лица или представителем физического лица.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
ООО "ТД Кальмеера" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 17 Положения в части, предусматривающей необходимость приложения к заявлению юридического лица о выборе земельного участка выписки из единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на его противоречие пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ, не предусматривающему необходимость представления такой выписки в перечне документов, прилагаемых к заявлению о выборе.
Требование о предоставлении такой выписки, по утверждению заявителя, нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку на основании оспариваемой правовой нормы заявления общества о выборе земельного участка были оставлены без рассмотрения.
Решением Иркутского областного суда от 3 августа 2009 года в удовлетворении заявления ООО "ТД Кальмеера" отказано.
В кассационной жалобе ООО "ТД Кальмеера" ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, статьей 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 10 статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 года N 99-ОЗ "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" Правительство Иркутской области осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом.
Проанализировав изложенные положения действующего федерального и областного законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Правительство Иркутской области вправе определять порядок предоставления земельных участков, находящихся на территории города Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе установить перечень документов, прилагаемых к заявлению о выборе земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Обосновывая свой вывод об отсутствии противоречия между оспариваемым заявителем пунктом 17 Положения и приведенной выше нормой Земельного кодекса РФ, суд правомерно указал на то, что положения Земельного кодекса РФ устанавливают общие требования к содержанию заявления о выборе земельного участка, в то время как оспариваемое Положение, устанавливая перечень прилагаемых к заявлению документов, детализирует нормы федерального законодательства.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, представление сведений (в форме выписки) из единого государственного реестра юридических лиц - единственный предусмотренный законом способ подтверждения правоспособности юридического лица, не может рассматриваться в качестве возложения на юридическое лицо дополнительной обязанности, не предусмотренной федеральным законом.
Более того, как видно из материалов дела, в выборе земельных участков ООО "ТД Кальмеера" отказано не было, заявление общества по мотиву непредставления выписки из реестра юридических лиц было оставлено без рассмотрения. С учетом изложенного, общество не лишено возможности, дополнив представленный им пакет документов выпиской из реестра юридических лиц, вновь обратиться в компетентные органы государственной власти субъекта Российской Федерации с соответствующими заявлениями о выборе земельного участка.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что оспариваемая заявителем норма Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования "город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, для строительства действующему федеральному законодательству не противоречит и прав заявителя не нарушает, является правильным.
Кассационная жалоба ООО "ТД Кальмеера" каких-либо доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, не содержат, фактически воспроизводят доводы поданного в суд заявления, которые получили надлежащую правовую оценку в судебном решении.
На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Иркутского облачного суда от 3 августа 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "ТД Кальмеера" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2009 г. N 66-Г09-21
Текст определения официально опубликован не был