Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 января 2010 г. N 52-Г09-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению М.В.С. о признании недействующим Конституционного Закона Республики Алтай "О толковании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай" N 4-КРЗ от 30 декабря 2008 года по кассационной жалобе Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай на решение Верховного Суда Республики Алтай от 2 октября 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации З.Э.С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
М.В.С. обратился в суд с заявлением о признании недействующим Конституционного Закона Республики Алтай "О толковании пункта 21 статьи 103, пункта 6 части 1 статьи 107 Конституции Республики Алтай" N 4-КРЗ от 30 декабря 2008 г., ссылаясь на то, что указанным законом фактически внесены дополнения в Конституцию Республики Алтай, что является не толкованием, а нормотворчеством. Полагает, что процедура принятия закона была нарушена.
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 2 октября 2009 года постановлено: удовлетворить заявление М.В.С. признать недействующим Конституционный Закон Республики Алтай "О толковании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай" N 4-КРЗ от 30 декабря 2008 года со дня его принятия.
Признать недействующим Конституционный Закон Республики Алтай "О толковании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай" N 4-КРЗ от 30 декабря 2008 года со дня его принятия.#
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.
В судебное заседание на рассмотрение дела по кассационной жалобе лица участвующие в деле не явились, о месте времени заседания они извещены надлежащим образом, их неявка в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела в кассационном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Пунктом 21 статьи 103 Конституции Республики Алтай установлено, что к ведению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай относится утверждение структуры и штатов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
Пунктом 6 части 1 статьи 107 Конституции Республики Алтай установлено, что к полномочиям Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай отнесено руководство работой Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, назначение и освобождение от должности руководителей структурных подразделений Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай, найм и увольнение специалистов.
18 декабря 2008 года Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай приняло Конституционный Закон Республики Алтай "О толковании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. I ст. 107 Конституции Республики Алтай" N 4-КРЗ. Согласно этому Конституционному Закону действительный смысл, который законодатель вкладывал, принимая вышеуказанные нормы Конституции Республики Алтай, заключаются в следующем: по пункту 21 статьи 103 Конституции Республики Алтай. Структура Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай включает в себя Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, его заместителя (заместителей), комитеты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
Штаты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай - это количество депутатов Республики Алтай, работающих на постоянной профессиональной основе, и наименование их должностей.
По пункту 6 части 1 статьи 107 Конституции Республики Алтай.
Под руководителями структурных подразделений и специалистами Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай понимаются государственные гражданские служащие Республики Алтай, занимающие свои должности в соответствии со штатным расписанием Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. Нанимателем для государственных гражданских служащих Республики Алтай является Республика Алтай. Полномочия нанимателя в Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай осуществляет Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай (представитель нанимателя). Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания и численного состава работников Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай относится к компетенции Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай как представителя нанимателя.
Согласно ст. 2 данного закона нормативные правовые акты Республики Алтай, содержащие аналогичные, установленные пунктом 21 статьи 103, пунктом 6 части 1 статьи 107 Конституции Республики Алтай положения, должны толковаться в соответствии с настоящим Конституционным законом.
Однако полномочия Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай и должностного лица Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай определены Конституцией Республики Алтай, принятой Законом Республики Алтай от 7 июня 1997 г. N 21-4 в редакции от 27.11.2007 г. и Законом Республики Алтай "О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай" N 3-44 от 27 марта 1998 г.
Суд проанализировал содержание п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай с содержанием оспариваемых норм и правильно пришел к выводу, что Конституционным Законом "О толковании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай" вводятся нормы, по существу изменяющие и дополняющие Конституцию Республики Алтай в части разделения полномочий Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай и Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай по утверждению структуры и штатов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
Так, из единой структура и штатов юридического лица Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, выделена структура и штат Аппарата Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай с наделением Председателя Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай полномочиями принятия решения об изменении структуры, штатного расписания и численного состава работников Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений (или) дополнения в настоящий федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации, либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (в редакции Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ).
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении заявленных требований сделан правильно, так как нормы Конституции Республики могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в нее и (или) пересмотра ее положений, путем принятия новой конституции (устава).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.
При принятии Конституции Республики не предусматривались нормы о наделении Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай правом утверждения структуры, штатов и численности Аппарата Государственного Собрания.
Из содержания постановлений Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 26 февраля 1998 г. N 2-29, от 15 января 2002 г. N 1-8 следует, что после принятия Конституции Республики Алтай в 1997 году, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай на первых заседаниях второго и третьего созыва в соответствии с п. 20 ст. 108 Конституции Республики Алтай утверждало структуру и штаты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, в том числе, структуру и штаты Аппарата Государственного собрания.
Суд проанализировал нормы правовых актов, правильно сопоставил предмет регулирования, сферу действия оспариваемого акта и федерального законодательства. Нормами Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Закона Республики Алтай от 7 июля 2005 года N 37-РЗ "О Государственной гражданской службе Республики Алтай", на которые ссылается представитель Госсобрания - Эл Курултай Республики Алтай, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации не устанавливаются.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Республики Алтай следует читать как "от 7 июня 2005 г."
Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, которые, как указано выше, Судебная коллегия считает правильными.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Алтай от 2 октября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 января 2010 г. N 52-Г09-4
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)