Решение Верховного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1376
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.Е.А. об оспаривании подпункта "е" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (далее - Положение).
Подпунктом "е" пункта 2 Положения предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается время работы в качестве судьи.
Б.Е.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании этой нормы недействующей по мотивам ее противоречия статье 27 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации". В заявлении указано, что Б.Е.А. с июня 1995 г. работает в таможенных органах и в июне 2009 г. ей назначена 55 процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания, исходя из 20 лет выслуги, установленная Положением об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43. При исчислении указанной выслуги лет была учтена работа заявителя в качестве секретаря районного суда в течение 3 лет 7 месяцев и 9 дней. После чего Б.Е.А. был поставлен вопрос о назначении пенсии за выслугу лет в связи с наличием 20-летнего стажа работы в таможенных органах, но ей в этом было отказано, так как период работы секретарем суда был исключен из подсчета выслуги лет для назначения пенсии на основании оспариваемого подпункта "е" пункта 2 Положения, предусматривающего включение в выслугу лет периода работы лишь в качестве судьи.
В судебное заседание Б.Е.А. не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители Правительства Российской Федерации Н.А.А., К.С.Ф. и С.В.В. требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что Положение в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству и прав заявителя не нарушает, поскольку порядок исчисления выслуги лет в таможенных органах в зависимости от цели, для которой она исчисляется, регулируется разными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.А., просившего отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Б.Е.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из преамбулы постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 видно, что оно принято в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Закон).
Согласно пункту 1 статьи 50 Закона пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Следовательно, Правительство Российской Федерации имело полномочия на утверждение оспариваемого Положения, устанавливающего порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов. Закрепление в рамках регламентации указанного порядка нормы о зачете в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов времени работы в качестве судьи пункту 1 статьи 50 Закона не противоречит.
В силу пункта 1 статьи 27 Закона работникам судов, органов прокуратуры, военнослужащим, а также лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при приеме их на службу в таможенные органы в соответствии со статьей 5 данного Закона присваиваются специальные звания. Указанным лицам в выслугу лет в таможенных органах засчитывается стаж их работы (службы) в перечисленных органах.
Приведенная норма включена в главу IV Закона "Прохождение службы в таможенных органах", которая лишь в пункте 3 статьи 22.1 регулирует вопрос зачета сотрудникам таможенных органов в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов осуществления отдельных полномочий (члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица органа местного самоуправления).
В главе VI Закона "Прекращение службы в таможенных органах", в статье 50, специально посвященной пенсионному обеспечению сотрудников таможенных органов и членов их семей, особо выделен порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий.
Учитывая, что в статье 27 Закона не закреплено, что исчисленная по ее правилам выслуга применяется при назначении сотрудникам таможенных органов пенсий за выслугу лет, и в статье 50 Закона, в свою очередь, отсутствует соответствующее указание, утверждение заявителя о противоречии подпункта "е" пункта 2 Положения статье 27 Закона о зачете работникам судов в выслугу лет в таможенных органах стажа их работы в судах, нельзя признать состоятельным.
То обстоятельство, что Положением об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43, предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения процентной надбавки к окладу денежного содержания времени работы в качестве работников аппаратов судов, не свидетельствует о незаконности Положения в оспариваемой части, поскольку данные акты имеют разные предметы правового регулирования.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
Б.Е.А. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1376
Текст решения официально опубликован не был