Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 февраля 2010 г. N 59-Г09-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению прокурора Амурской области о признании недействующими п.п. "е", "ж" п. 7 Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства области от 06.04.2009 г. N 129, по кассационной жалобе правительства Амурской области на решение Амурского областного суда от 10 ноября 2009 г., которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З.Э.С., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Правительства Амурской области от 6 апреля 2009 г. N 129 утверждены Правила предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, пунктом 7 которых предусмотрено, что для предоставления средств на возмещение части затрат заемщиком представляются в министерство сельского хозяйства области наряду с другими следующие документы, в частности, согласно пп. "е" - расчет размера субсидии по формам, утверждаемым приказом министерства, подписанный заемщиком и кредитной организацией, и согласно пп. "ж" - документы, подтверждающие целевое использование кредита, в соответствии с приказом, утверждаемым министерством.
Прокурор Амурской области обратился в суд с заявлением о признании вышеприведенных пп. "е" и пп. "ж" несоответствующими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению. В обосновании заявленных требований сослался на ст. 7 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета относится к бюджетным полномочиям Российской Федерации, а также на Правила о распределении и предоставлении в 2009 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 90), предусматривающие, что субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации при условии наличия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам пп. "г" п. 4, и перечень документов, необходимых для получения указанных средств (п. 9), являющийся исчерпывающим и не включающим в себя документов, указанных в оспариваемых подпунктах акта субъекта.
По делу постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе правительства Амурской области указывается о несогласии с решением суда и ставится вопрос о его отмене по мотиву того, что при вынесении решения судом не учтено, что оспариваемые прокурором правила определяют порядок предоставления средств областного бюджета. Согласно ст. 8 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление порядка исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, а также его непосредственное исполнение, а согласно его же ст. 78 субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджетов субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, в соответствии с частью 3 ст. 78 БК РФ нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять, в том числе и цели, условия и порядок предоставления субсидий. Выполнение связанных с получением субсидий из федерального бюджета требований не лишает Правительство Амурской области при финансировании собственных расходных обязательств уточнять условия получения заемщиками средств областного бюджета, что соответствует пп. "г" п. 4 вышеназванных Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 90, в соответствии с которым в качестве условия предоставления субсидии из федерального бюджета указано на обязательное принятие субъектами РФ нормативного акта, предусматривающего не только порядок предоставления средств заемщикам, но и перечень документов, необходимых для их получения. Данным пунктом не определено, что в перечне субъектов РФ должны быть указаны только те документы, которые перечислены в пункте 9 федеральных Правил.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 вышеназванных Правил РФ от 4 февраля 2009 г. (в действовавшей на время рассмотрения дела редакции) субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях: а) наличие утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и (или) программ муниципальных образований, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам), на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил; б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия; г) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств.
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что средства из бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение части затрат предоставляются: а) по кредитам (займам), предусмотренным подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил, в пределах 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, а по указанным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока, - в размере не менее 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации; б) по инвестиционным кредитам (займам), предусмотренным абзацами третьим, четвертым, девятым и десятым подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, - в пределах 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, а по указанным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) крупного рогатого скота и пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, - в пределах не менее 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации; в) по инвестиционным кредитам (займам), предусмотренным абзацем пятым подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, - в размере 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального Банка РФ, а по указанным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока, в размере не менее 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ.
Согласно пунктам 7 и 8 этих же Правил средства на возмещение части затрат, предоставляемые заемщикам, не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам), а средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются. В случае если заемщик привлек кредит (заем) в иностранной валюте, средства на возмещение части затрат предоставляются исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты процентов по кредиту. При расчете размера средств на возмещение части затрат предельная процентная ставка по кредиту (займу), привлеченному в иностранной валюте, устанавливается в размере 12 процентов годовых.
В соответствии с пунктом 9 Правил для предоставления средств на возмещение части затрат заемщиком представляются в орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы: а) заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат; б) справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство); в) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство; г) заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему; д) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что субъект РФ подпунктами "е" и "ж" оспариваемых Правил определил дополнительные документы, предоставляемые заемщиками, в целях получения субсидий за счет средств областного бюджета, что не соответствует пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 90, что нельзя признать правильным.
Из приведенных выше норм федерального законодательства следует, что субсидии предоставляются как из бюджета Российской Федерации, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 78 Бюджетного кодекса РФ).
Анализ указанных норм федерального и регионального законодательства указывает на обоснованность доводов кассационной жалобы и ошибочность судебного решения, поскольку оспариваемые прокурором нормы, устанавливая порядок предоставления субсидий из бюджета Амурской области, регулирует иные по сравнению с Федеральными правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 90 последние (применительно к обстоятельствам данного дела) устанавливают порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а Правила, утвержденные постановлением Правительством Амурской области от 6 апреля 2009 г. N 129 устанавливают порядок предоставления субсидий из областного бюджета. Федеральное законодательство не содержит требований о том, чтобы субъект при определении перечня документов для предоставления субсидий из областного бюджета, должен исходить из перечня, предусматривающего получение субсидий из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Амурского областного суда от 10 ноября 2009 г. отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Амурской области о признании недействующими п.п. "е" и "ж" п. 7 Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства области от 06.04.2009 г. N 129 - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 февраля 2010 г. N 59-Г09-23
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)