Решение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1535
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.А.В. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила). Пунктом 5 этих Правил, действующим в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 979, определены условия, при соответствии которым молодая семья может быть участницей подпрограммы. Согласно подпункту "а" этого пункта возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.
П.А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 5 Правил в части установления предельного возраста в 35 лет на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Считает, что Правительство Российской Федерации не вправе определять категории граждан, на которых распространяется действие изданного им нормативного правового акта, понятие "молодая семья" противоречит статьям 1, 2, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 1, 17, 18 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает права его молодой семьи, соответствовавшей требованиям по возрасту на день признания нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заявитель в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив доводы заявителя, выслушав представителей Правительства Российской Федерации А.Г.Л. и В.Р.А., пояснивших, что понятие "молодая семья" определено для целей реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и федеральному закону не противоречит, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Оспариваемые Правила изданы Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, предоставленными статьями 13, 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", и в развитие положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865, в частности раздела VI "Механизм реализации подпрограммы", предусматривающего издание таких правил. Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 19 мая 2006 г.
Примененное в Правилах понятие "молодая семья" основано на нормах раздела III, определяющего основные цели и задачи указанной подпрограммы, согласно которому участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил уточняется, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет на день принятия решения о включении её в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к оспариваемым Правилам, устанавливающего иное понятие молодой семьи и даты, по состоянию на которую учитывается условие о возрасте, не имеется. Довод о противоречии оспариваемого положения Правил нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствует содержанию перечисленных в заявлении статьям этих кодексов, которые не регулируют отношения, связанные с предоставлением молодым семьям социальных выплат и не дают определение понятия "молодая семья".
Правительство Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией, определив первоначально в разделе III подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и в оспариваемых Правилах для целей подпрограммы условие о возрасте 30 лет, своим постановлением от 29 декабря 2007 г. N 979 расширило возможность участия в этой подпрограмме, увеличив возраст до 35 лет.
Признание подпункта "а" пункта 5 Правил недействующим в оспариваемой части, как того просит заявитель, привело бы к снижению уровня социальной защиты молодых семей, поскольку допускало бы возможность при реализации указанной подпрограммы исходить из возраста 35 лет не на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов, а на день получения социальной выплаты.
Поскольку оспариваемое положение Правил не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления П.А.В. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1535
Текст решения официально опубликован не был