Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 февраля 2010 г. N 63-Г09-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Собрания депутатов Ненецкого автономного округа и администрации Ненецкого автономного округа на решение суда Ненецкого автономного округа от 5 ноября 2009 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу отдельные положения Реестра должностей государственной гражданской службы Ненецкого автономного округа, утвержденного Законом Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2006 года N 828-ОЗ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., объяснения представителя администрации Ненецкого автономного округа З.Г.Л., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2006 года принят Закон Ненецкого автономного округа N 828-ОЗ "О Реестре должностей государственной гражданской службы Ненецкого автономного округа", которым утвержден Реестр должностей государственной гражданской службы Ненецкого автономного округа (далее - Реестр).
Заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 3 и 4 разделов I и III, пункты 2 и 3 разделов IV и V, пункт 2 раздела VII Реестра в части наименования должностей "главный специалист, ведущий специалист" и отнесения их к ведущей группе должностей категории "специалисты", а также отнесения должности "главный специалист 1 разряда" к ведущей группе должностей категории "обеспечивающие специалисты".
В обоснование своих требований прокурор ссылался на то, что должности "главный специалист, ведущий специалист" согласно соответствующим разделам Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574, отнесены не к ведущей, а к старшей, более низкой, группе должностей категории "специалисты", кроме того, имеют иные наименования. Должность же "главный специалист 1 разряда" отнесена Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы не к ведущей, а к главной, более высокой, группе должностей категории "обеспечивающие специалисты".
Отнесение указанных выше должностей к группам должностей иным, нежели установлены Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, по мнению прокурора, противоречит статье 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пункту 8 Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 года N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы", Федеральному закону от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и нарушает принцип единства правовых и организационных основ государственной службы.
Решением суда Ненецкого автономного округа от 5 ноября 2009 года требования прокурора удовлетворены.
В кассационных жалобах Собрание депутатов Ненецкого автономного округа и администрация Ненецкого автономного округа ставят вопрос об отмене судебного решения, считая, что оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.
Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года N 1574, пунктом 8 которого предусмотрено, что реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Реестра.
Рассматривая настоящее дело, суд, проанализировав изложенные положения действующего федерального законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что при утверждении реестров должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации должны быть соблюдены требования о соответствии наименований, групп и категорий должностей государственной службы субъекта наименованиям, группам и категориям должностей федеральной государственной гражданской службы, содержащихся в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.
Между тем, как установлено судом, включенные в разделы I, III, IV, V, VII Реестра должностей государственной гражданской службы Ненецкого автономного округа должности "главный специалист" и "ведущий специалист" отнесены к ведущей группе должностей категории "специалисты", в то время как в соответствующих разделах Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы эти должности отнесены к старшей группе должностей данной категории и имеют другие наименования, должность же "главный специалист 1 разряда", напротив, отнесена к группе ведущих должностей категории "обеспечивающие специалисты", в то время как в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы она включена в главную группу должностей данной категории.
С учетом изложенного, установив несоответствие наименований и групп должностей, включенных в Реестр государственной гражданской службы Ненецкого автономного округа, должностям, указанным в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, суд правомерно удовлетворил требования прокурора.
Доводы кассационных жалоб изложенных в решении выводов суда не опровергают.
Статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлен принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право органов государственной власти субъектов Российской Федерации на учреждение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации не исключает необходимости соблюдения при учреждении таких должностей соответствия наименований, категорий и групп должностей наименованиям, категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы. Учет такого соответствия предусмотрен частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, пунктом 8 Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 года N 1574.
На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361-363, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение суда Ненецкого автономного округа от 5 ноября 2009 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Собрания депутатов Ненецкого автономного округа и администрации Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 февраля 2010 г. N 63-Г09-3
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)