Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2010 г. N 3-Г10-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Указа Главы Республики Коми "Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию" от 11 августа 2009 года N 91 по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Верховного Суда Республики Коми от 3 декабря 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., возражения представителя Главы Республики Коми Р.Е.А. на кассационной представление, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С.Н.Я. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании недействующим со дня принятия Указа Главы Республики Коми "Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию" от 11 августа 2009 года N 91, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с превышением полномочий, поскольку согласно положениям Федеральных законов "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "Об опеке и попечительстве", Гражданского кодекса Российской Федерации Агентство Республики Коми по социальному развитию не является органом, осуществляющим региональный контроль (надзор), и поэтому в соответствии с нормами Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти", Закона Республики Коми "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми" утверждение положения об этом органе отнесено к исключительной компетенции Правительства Республики Коми.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 3 декабря 2009 года постановлено: заявление прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Указа Главы Республики Коми "Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию" от 11 августа 2009 года N 91, оставить без удовлетворения.
Прокурор, участвующий в деле, подал кассационное представление, в котором просит решение отменить.
Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.
Анализ Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 11 августа 2009 г. N 91, свидетельствует о том, что указанное Агентство является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области социального развития, социальной защиты населения, организации оказания государственных услуг в сфере социального развития, включая организацию предоставления социальных гарантий населению в Республике Коми, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, организацию социального обслуживания населения, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим полномочия в области опеки и попечительства, включая надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
Агентство осуществляет на территории Республики Коми надзор за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
Указанные полномочия соответствуют нормам ст.ст. 34, 35, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также согласуется с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", которыми установлено, что социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Таким образом, социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по обслуживанию отдельных категорий граждан и не устанавливает организационно-правовую форму организаций, в которые могут быть помещены инвалиды, пожилые граждане, а также недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в связи с чем, такие организации могут быть государственными, муниципальными или негосударственными (частными).
Функции в области опеки и попечительства и социального обслуживания населения на территории Российской Федерации могут осуществлять также организации (юридические лица), осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" урегулированы отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
Основной задачей органов опеки и попечительства является надзор за деятельностью опекунов и попечителей (физических лиц, юридических лиц), а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане (статья 7 Федерального закона N 48-ФЗ).
Согласно статьям 2 и 5 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится, в том числе, организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Согласно же ст. 7, 10 Закона Республики Коми "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми" от 5 июля 2005 года N 76-РЗ с изменениями и дополнениями Глава Республики Коми как высшее должностное лицо Республики Коми (руководитель Правительства Республики Коми) определяет органы исполнительной власти уполномоченные осуществлять региональный государственный контроль (надзор) с установлением их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности.
Таким образом, высшее должностное лицо исполнительной власти субъекта Российской Федерации наделено федеральным законодательством полномочиями по осуществлению регионального государственного надзора (контроля) за деятельностью организаций негосударственного сектора и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере опеки и попечительства и социального обслуживания населения.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что Агентство Республики Коми по социальному развитию является органом исполнительной власти Республики Коми, наделенным в соответствии с федеральным законодательством надзорными функциями в области опеки и попечительства, а утверждение Положения об этом органе Указом Главы Республики Коми не противоречит законодательству большей юридической силы и само по себе не нарушает исключительную компетенцию Правительства Республики Коми, а также права и свободы граждан и организаций.
Доводы, изложенные в кассационном представлении, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 3 декабря 2009 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2010 г. N 3-Г10-1
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)