Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2010 г. N 46-Г10-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Фаэтон-3" на решение Самарского областного суда от 24 ноября 2009 года, которым ООО "Фаэтон-3" отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части утверждения в Приложении N 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0204068:0503.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Л.А., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Фаэтон-3" Я.В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя губернатора Самарской области, просившего решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным, а поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Фаэтон-3" обратилось в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части утверждения в Приложении N 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0204068:0503 в размере 33 137 610 руб.
В обоснование заявления ООО "Фаэтон-3" указало, что является владельцем на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка площадью 6600 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, р-н Комсомольский, ул. Громовой, южнее ПАТП-3 и плательщиком земельного налога, налоговой базой для которого является кадастровая стоимость земли. Полагал, что постановление в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы, установленные статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации; при утверждении результатов кадастровой оценки правительством Самарской области не было обеспечено в полном объеме соблюдение исполнителем работ Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости N П/0152 от 29 июня 2007 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 945" имеется в виду "постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316"
По мнению заявителя, в нарушение п. 3.2.5. Технических рекомендаций исполнитель не собрал достаточную рыночную информацию о земельных участках для каждой сформированной группы, что позволило установить завышенную кадастровую стоимость спорного земельного участка, опираясь на данные о сделках с земельными участками, находящихся в других кадастровых кварталах и с другим использованием; при кадастровой оценке был неправильно установлен 5 номер вида разрешенного использования земельного участка, то есть "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", тогда как должен быть отнесен к 3 группе, куда входят земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.
Правительство Самарской области, привлеченные к участию в деле, отдел кадастровой оценки недвижимости управления Роснедвижимости по Самарской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" против удовлетворения заявления возражали.
Решением Самарского областного суда от 24 ноября 2009 года ООО "Фаэтон-3" в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального Закона, подлежащего применению по данному делу, вынести новое решение.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения ввиду отсутствия оснований для отмены решения.
Решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Материальный и процессуальный закон, регулирующий спорное правоотношение судом понят и истолкован верно, вследствие чего судом сделан и верный вывод об отказе в удовлетворении заявлении.
Как видно из материалов дела заявителем оспаривается отдельное положение нормативного правового акта, поэтому суд обоснованно руководствовался нормами статей 251-253 ГПК РФ, регламентирующими производство такой категории дел. При этом суд в полной мере, безотносительно к доводам заявленных требований, проверил, издано ли постановление в пределах полномочий или должностного лица; а также соответствует ли закону содержание, форма, порядок принятия и опубликования оспариваемого постановления, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном решении.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части первой статьи 72, частью второй статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Согласно пункту 1.3. Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
При такой ситуации нельзя не согласиться с выводом суда о том, что оспариваемое постановление издано в рамках полномочий субъекта Российской Федерации, предоставленных ему федеральным законодателем.
Исходя из обстоятельств дела суд обоснованно пришел к выводу о правомерности отнесения земельного участка с кадастровым номером 63:09:0204068:0503 к 5 виду разрешенного использования.
Как видно, Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с п. 9.8. Административного регламента исполнения государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 мая 2007 года N 215 проверен Роснедвижимостью на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, о чем составлен акт проверки N 2; по результатам проверки Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета методическим указаниям; доказательств того, что в процессе контрольной проверки Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости Отчета с использованием специального программного продукта были выявлены нарушения Методических указаний и Технических рекомендаций, ставящие под сомнение достоверность величины кадастровой стоимости земельных участков, отсутствуют.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Минэкономразвития России N 215 следует читать как "от 28 июня 2007 г."
Доводы кассационной жалобы о том, что суд не должен был принимать во внимание в качестве доказательства по делу Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152 нельзя признать обоснованными.
Поскольку указанные Технические рекомендации содержат все неотъемлемые признаки доказательств и имеют значение по данному делу, являются ориентиром для органов исполнительной власти при осуществлении государственной функции по кадастровой оценке земель, принятие судом их в качестве доказательств по делу согласуется с требованиями статей 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 24 ноября 2009 года оставить без изменения; кассационную жалобу ООО "Фаэтон-3" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2010 г. N 46-Г10-2
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)