Протокол N 5
заседания секции арбитражного процессуального законодательства Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации 13 мая 2009 года
На заседании секции арбитражного процессуального законодательства Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации 13 мая 2009 года был рассмотрен ряд вопросов, связанных с толкованием положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" и касающихся взыскания исполнительского сбора, а именно:
1. До истечения какого срока судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора;
2. До истечения какого срока судебный пристав-исполнитель вправе возбудить исполнительное производство на основании постановления о взыскании исполнительского сбора;
3. В течение какого срока такое постановление действует и подлежит исполнению, распространяются ли на него сроки предъявления исполнительного документа к исполнению, установленные статьёй 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве", имея в виду, что это постановление находится в службе судебных приставов.
Поставленные вопросы и подходы к их решению изложены в справке.
Согласно первому подходу исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, которой присущи признаки административной санкции. В этой связи постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено и исполнено, а исполнительное производство может быть возбуждено до истечения срока, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Второй подход состоит в том, что постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено судебным приставом-исполнителем, исполнительное производство по нему может быть возбуждено и взыскание исполнительского сбора завершено в течение трёх лет применительно к общему сроку исковой давности, установленному статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Этот срок исчисляется со дня, когда у судебного пристава-исполнителя возникло право на вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора (части 1, 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Третий подход предусматривает, что соответствующее постановление может быть вынесено (на его основании возбуждено исполнительное производство) в течение трёх лет применительно к общему сроку исковой давности, установленному статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные срок исчисляется со дня, когда у судебного пристава-исполнителя возникло право на возбуждение отдельного исполнительного производства после прекращения или окончания основного исполнительного производства. При этом постановление о взыскании исполнительского сбора действует до его уплаты.
На заседание секции были приглашены и присутствовали:
Члены секции процессуального законодательства Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации: Андреева Т.К., Большова А.К., Шерстюк В.М.;
Заведующая кафедрой гражданского процесса Кубанского государственного университета к.ю.н. Улетова Г.Д.;
Доцент кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.ю.н. Малешин Д.Я.;
Доцент кафедры гражданского процесса юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, к.ю.н. Шварц М.З.;
Заслуженный юрист России, государственный советник юстиции 2 класса Белоусов Л.В.;
Судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Наумов О.А., Сарбаш С.В.;
Сотрудники Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Ерохова М.А., Кузнецова Ю.С., Лапшина И.В., Лушников В.А., Назаренко О.Л., Шевченко Е.Е.;
Представители средств массовой информации: газета "Бизнес FM" - Батанова К.Е.; газета "Экономика и жизнь" - Якушева В.Н., ПИ "Судебная газета" - Дербиков Р.И., "Вестник ВАС РФ" - Васнёв В.В.
Заседание открыла руководитель секции Андреева Т.К., описав вопросы, поставленные в справке, и предложив участникам заседания приступить к их обсуждению. Возражений не поступило.
В обсуждении справки приняли участие: Абова Т.Е., Андреева Т.К., Белоусов Л.В., Большова А.К., Малешин Д.Я., Улётова Г.Д., Шварц М.З., Шерстюк В.М.
По результатам проведенного заседания секция арбитражного процессуального законодательства Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации рекомендует учесть в целях дальнейшего обсуждения и возможной реализации в проекте постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" все подходы, изложенные в справке.
Руководитель секции |
Т.К. Андреева |
Ответственный секретарь Совета |
А.А. Сироткина |
Справка
Статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), вступившего в силу с 01.02.2008, предусмотрено:
Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (часть 6 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления (часть 15 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (часть 16 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
В судебной практике в процессе применения названных положений Закона об исполнительном производстве возникли следующие вопросы:
- до истечения какого срока судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора;
- до истечения какого срока судебный пристав-исполнитель вправе возбудить исполнительное производство на основании постановления о взыскании исполнительского сбора;
- в течение какого срока такое постановление действует и подлежит исполнению, распространяются ли на него сроки предъявления исполнительного документа к исполнению, установленные статьей 21 Закона об исполнительном производстве, имея в виду, что это постановления находится в службе судебных приставов.
При разрешении упомянутых вопросов суды занимали такие позиции:
1. В Определении от 01.04.2008 N 419-О-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, которой присущи признаки административной санкции (абзац 4 пункта 2 определения).
С учетом этого обстоятельства постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено и исполнено, а исполнительное производство может быть возбуждено до истечения срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Примечание: в пункте 27 информационного письма от 21.06.2004 N 77 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил: взыскание судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора не является наказанием должника в смысле, придаваемом понятию "наказание" Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; статьей 4.5 названного Кодекса установлена давность привлечения лица к указанному в нем административному наказанию, к которому взыскание исполнительского сбора не относится.
2. Постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено судебным приставом-исполнителем, исполнительное производство по нему может быть возбуждено и взыскание исполнительского сбора завершено в течение трех лет применительно к общему сроку исковой давности, установленному статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Этот срок надо исчислять со дня, когда у судебного пристава-исполнителя возникло право на вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора (части 1, 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
3. Постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено судебным приставом-исполнителем, и исполнительное производство по нему может быть возбуждено в течение трех лет применительно к общему сроку исковой давности, установленному статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Этот срок надо исчислять со дня, когда у судебного пристава-исполнителя возникло право на возбуждение отдельного исполнительного производства после прекращения или окончания основного исполнительного производства (часть 2 статьи 44, часть 7 статьи 47 Закона об исполнительном производстве).
При соблюдении этих правил постановление о взыскании исполнительского сбора действует до его уплаты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен ряд вопросов, связанных с толкованием положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" и касающихся взыскания исполнительского сбора.
До истечения какого срока судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора?
До истечения какого срока судебный пристав-исполнитель вправе возбудить исполнительное производство на основании постановления о взыскании исполнительского сбора?
В течение какого срока такое постановление действует и подлежит исполнению, распространяются ли на него сроки предъявления исполнительного документа к исполнению, имея в виду, что это постановление находится в службе судебных приставов?
При разрешении этих вопросов в судебной практике сложились следующие подходы.
Согласно первому подходу исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, которой присущи признаки административной санкции. В связи с этим, постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено и исполнено, а исполнительное производство может быть возбуждено до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Второй подход состоит в том, что постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено судебным приставом-исполнителем, исполнительное производство по нему может быть возбуждено и взыскание исполнительского сбора завершено в течение трех лет применительно к общему сроку исковой давности. Этот срок исчисляется со дня, когда у судебного пристава-исполнителя возникло право на вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.
Третий подход предусматривает, что соответствующее постановление может быть вынесено в течение трех лет применительно к общему сроку исковой давности. Указанный срок исчисляется со дня, когда у судебного пристава-исполнителя возникло право на возбуждение отдельного исполнительного производства после прекращения или окончания основного исполнительного производства. При этом постановление о взыскании исполнительского сбора действует до его уплаты.
Рекомендации Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ (Протокол N 5 заседания секции арбитражного процессуального законодательства от 13 мая 2009 г.)
Текст протокола размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (http://www.arbitr.ru)