Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Саратовской области
от 22 октября 2020 года N 309-Пр
Концепция
по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Саратовской области, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в 2021-2023 годах
1. Общие положения
Настоящая Концепция (далее - Концепция) направлена на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах Саратовской области.
Центры образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - центр "Точка роста") создаются в рамках достижения результата "В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей" и целевых показателей федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
Основными целями создания центров "Точка роста" является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам "Физика", "Химия", "Биология".
Задачей центров "Точка роста" является повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей на обновленной материально-технической базе, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевой формы реализации образовательных программ.
Необходимость реализации мероприятия по созданию центров "Точка роста" в общеобразовательных организациях Саратовской области определяется рядом обстоятельств.
Саратовская область традиционно считается аграрным регионом и представляет собой пространство, где расстояние между отдельными муниципальными районами достигает 500 км, при этом территория области разделена рекой Волгой на две части: Левобережье и Правобережье. В больших городах (более 50 тыс. населения) проживает 1401 тыс. человек (57,4 процента всего населения области). В малых городах, рабочих поселках, поселках городского типа, сельских поселениях проживает 1040 тыс. человек (42,6 процента).
В региональную систему образования входят 875 муниципальных общеобразовательных организаций, из которых более 78 процентов расположены именно в сельской местности и малых городах. В этих школах особенно очевидны проблемы не только материально-технического оснащения, но и недостаточного уровня профессиональной квалификации педагогических кадров, доступности качественных образовательных услуг, дополнительного образования детей, организации внеурочной и досуговой деятельности. Указанные проблемы характерны не только для малокомплектных сельских школ, преобладающих в отдаленных районах Саратовской области, но и для общеобразовательных организаций с численностью обучающихся, превышающей 500-700 человек.
Удаленность от больших городов, "запаздывание" с введением инновационных технологий, ограниченная доступность культурных ценностей и образовательных услуг - все это позволяет говорить о значительном расхождении в качестве образования, предоставляемого образовательными организациями больших городов и школами сельских поселений, рабочих поселков, малых городов.
Материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций, в том числе в части преподавания предметных областей "Математика и информатика", "Естественные науки", в настоящее время существенно отстает от требований к обновлению содержания образования, особенно в школах, расположенных в сельской местности и малых городах.
Создание центров "Точка роста" осуществляется в первую очередь на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, показывающих низкие образовательные результаты, и предполагает организацию деятельности по следующим направлениям:
оснащение общеобразовательных организаций комплектами оборудования, предназначенными для освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования по предметным областям "Математика и информатика" и "Естественно-научные предметы" ("Естественные науки"), программ дополнительного образования;
разработка и распространение методических материалов, кейсов, практических заданий для совершенствования практической подготовки обучающихся по учебным предметам из указанных выше предметных областей, дополнительного образования детей.
Оборудование центров "Точка роста" может существенно расширить возможности дополнительного образования детей, использоваться при реализации курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной и технологической направленностей.
Создание центров "Точка роста" позволит охватить обучением на обновленной материально-технической базе по основным общеобразовательным программам обучающихся базовых школ и обеспечить возможность освоения дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технологической направленностей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и сетевых форм организации.
Инфраструктура центров "Точка роста" будет во внеурочное время использоваться как общественное пространство для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, творческой деятельности, социальной самореализации детей, педагогов, родителей.
Таким образом, предполагаемые результаты станут значимыми для всех субъектов образовательных отношений.
Для обучающихся важнейшими станут формирование представлений о мире техники и технологий, о необходимости сохранения гармоничных отношений с природной и социальной средой жизнедеятельности человека, возможность раннего профессионального самоопределения, приобретение навыков командной деятельности, самореализация.
Для родителей (законных представителей) наиболее ценными представляются качественное образование детей, удовлетворяющее потребностям и интересам семьи, общества и государства, раннее определение профиля обучения на уровне среднего общего образования, организация доступной культурно-досуговой деятельности детей.
Для образовательных организаций ключевыми являются повышение качества образования по предметным областям "Математика и информатика" и "Естественные науки", повышение конкурентоспособности образовательной организации, эффективная организация внеурочной и досуговой деятельности.
Для педагогических работников появляется дополнительная возможность повышения уровня профессионального мастерства, совершенствования предметных знаний, коммуникативных навыков и навыков практической деятельности, современная организация труда и отдыха, возможность карьерного роста.
Для жителей, проживающих в сельской местности и малых городах расположения центров "Точка роста", интерес представляют совершенствование инфраструктуры, занятость детей и молодежи в свободное время, привлечение их к решению общественно значимых проблем.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации центров "Точка роста" осуществляет подведомственное учреждение, уполномоченное на выполнение данных функций распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Федеральный оператор).
2. Порядок создания центров "Точка роста"
Центры "Точка роста" создаются на базе общеобразовательной организации в соответствии с Перечнем общеобразовательных организаций, на базе которых планируется создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в 2021-2023 годах в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Саратовской области (приложение N 3 к Концепции).
Общеобразовательная организация издает локальный нормативный акт о создании центра "Точка роста", утверждающий положение о деятельности центра "Точка роста", включая функции центра "Точка роста" по обеспечению реализации программ общего образования естественно-научной и технологической направленностей и дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей на территории муниципального образования Саратовской области.
В целях реализации дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей предполагается увеличение штатной численности на 3 единицы.
Учредитель общеобразовательной организации, на базе которой создается центр "Точка роста", обеспечивает принятие или внесение изменений в соответствующие правовые акты и документы, в том числе (при необходимости) устав организации, государственное (муниципальное) задание на финансовый год и плановый период и другие акты.
Для достижения минимальных индикаторов и показателей деятельности центра "Точка роста", приведенных в приложении N 1 к Концепции, общеобразовательная организация имеет возможность реализовывать образовательные программы в сетевой форме.
3. Требования к помещениям общеобразовательной организации, на базе которой создается центр "Точка роста", оснащению оборудованием и средствами обучения и воспитания
Основными направленностями реализации программ центров "Точка роста" являются естественно-научная и технологическая. Перечень направленностей реализуемых программ и соответствующего оборудования может дополняться и расширяться в каждой из общеобразовательных организаций, на базе которых создаются центры "Точка роста". Оборудование рассчитано на широкий спектр способов и методов применения в учебном процессе и внеурочной деятельности, дополнительном образовании.
Создание центра "Точка роста" предполагает развитие образовательной инфраструктуры общеобразовательной организации, в том числе оснащение общеобразовательной организации:
средствами обучения и воспитания для изучения (в том числе экспериментального) предметов, курсов, дисциплин (модулей) естественно-научной направленности и технологической направленностей при реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебных предметов "Физика", "Химия", "Биология";
оборудованием для изучения основ робототехники, механики, мехатроники, освоения основ программирования, реализации программ дополнительного образования технической и естественно-научной направленности и т.д.;
компьютерным и иным оборудованием.
Формирование комплекта средств обучения и воспитания проводится региональным координатором на основе примерного перечня средств обучения и воспитания для создания центра "Точка роста", примерного типового инфраструктурного листа, определяемого Федеральным оператором.
Для малокомплектных 1 общеобразовательных организаций объем единиц средств обучения и воспитания представляется в меньшем количестве. Объем субсидии, выделяемый на оснащение средствами обучения и воспитания малокомплектных общеобразовательных организаций, уменьшается соответственно количеству единиц приобретаемых средств обучения и воспитания.
------------------------------
1 Малокомплектные общеобразовательные организации - общеобразовательные организации, расположенные в сельской местности и малых городах, численность классов-комплектов в каждой из параллелей которых составляет не более 1 единицы.
------------------------------
В рамках оснащения общеобразовательных организаций при формировании инфраструктурного листа возможно выбрать стандартный или профильный комплект оборудования, представленный в перечне средств обучения и воспитания для оснащения центров "Точка роста".
Инфраструктурные листы для оснащения центров "Точка роста" согласовываются региональным координатором с Федеральным оператором в соответствии с регламентом, определяемым Федеральным оператором.
При оснащении центров "Точки Роста" средствами обучения и воспитания рекомендуется отдавать предпочтение оборудованию отечественных производителей с учетом соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе антимонопольного.
Помещения (функциональные зоны, в том числе учебные кабинеты физики, химии, биологии) центра "Точка роста" рекомендуется располагать в пределах одного здания. Не допускается размещение функциональных зон на площадях в других зданиях.
Помещение центра "Точка роста" должно соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и иным нормативным правовым актам, определяющим требования к организации общего и дополнительного образования детей.
Проектирование и зонирование помещений центров "Точка роста" будет осуществлено согласно современным и актуальным стандартам проектирования и зонирования офисных и общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для написания на стенах и другие), а также с учетом руководства по проектированию центров "Точка роста", утверждаемого Министерством просвещения Российской Федерации или уполномоченной им подведомственной организацией (Федеральным оператором).
4. Требования к финансовому обеспечению центров "Точка роста"
Финансовое обеспечение функционирования центров "Точка роста" включает затраты в соответствии с общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемыми при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минпросвещения России от 20 ноября 2018 года N 235 и включающими в том числе:
оплату труда педагогических работников общеобразовательной организации с учетом обеспечения установленного целевого ориентира по отдельным категориям работников во исполнение майских Указов Президента Российской Федерации от 2012 года;
приобретение достаточного объема основных средств и расходных материалов, для обеспечения реализации образовательных программ в объеме, необходимом для непрерывной реализации образовательного процесса.
обеспечение текущей деятельности общеобразовательной организации в соответствии с приложением N 2 к Концепции.
При исполнении областного бюджета начиная с года предоставления субсидии из федерального бюджета финансовое обеспечение функционирования центров "Точка роста" будет осуществляться с учетом индексации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.