Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2010 г. N 36-Г10-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Смоленскмебель-2" на решение Смоленского областного суда от 12 февраля 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления ЗАО "Смоленскмебель-2" о признании недействующим приложения N 1 к постановлению Администрации Смоленской области от 21 октября 2008 года N 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области" в части утверждения кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020114:1 в размере 21942,52 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.О.А., объяснения директора ЗАО "Смоленскмебель-2" В.В.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Администрации Смоленской области К.А.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З.Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ЗАО "Смоленскмебель-2" обратилось в Смоленский областной суд с заявлением о признании недействующим приложения N 1 к постановлению Администрации Смоленской области от 21 октября 2008 года N 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области" в части утверждения оценки принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020114:1 в размере 21942,52 руб. за 1 кв.м.
В обоснование своих требований ЗАО "Смоленскмебель-2" указало, что государственная кадастровая оценка земель проведена с нарушением установленного порядка, без сбора достаточной и достоверной информации о рыночной стоимости земельных участков, что привело к необоснованному увеличению кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка и суммы земельного налога как следствие.
Решением Смоленского областного суда от 12 февраля 2010 года в удовлетворении заявления ЗАО "Смоленскмебель-2" отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Смоленскмебель-2" ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права и направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что при принятии оспариваемого постановления не допущено нарушений федерального законодательства, которые повлияли бы на выводы о результатах государственной кадастровой оценки земель.
Вывод суда, изложенный в решении, основан на законе, подтверждается материалами дела, Судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с ним.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 9.6.-9.12. Административного регламента проверка результатов по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, которая принимает одно из следующих решений, оформляемое актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям, о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснежвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
При рассмотрении дела судом установлено, что составленный исполнителем работ отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области проверен Роснедвижимостью на соответствие методическим указаниям.
В материалах дела имеется акт, из которого следует, что отчет соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, замечания отсутствуют (том 1, л.д. 88-89).
Принимая во внимание изложенное и оценивая доводы заявителя, суд пришел к правильному выводу о том, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Смоленской области проведена в рамках действующих административных процедур, оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями статьи 66 Земельного кодекса РФ, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39.
Суждения суда по доводам заявителя имеются в решении и являются, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, правильными.
С учетом того, что проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Административным регламентом осуществляется Роснедвижимостью, довод кассационной жалобы ЗАО "Смоленскмебель-2" о том, что на Администрацию Смоленской области возлагается обязанность проверять результаты работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, не может явиться основанием к отмене решения суда.
По мнению Судебной коллегии, суд обоснованно не согласился с доводом ЗАО "Смоленскмебель-2" о том, что основанием для признания недействующим приложения N 1 к постановлению Администрации Смоленской области от 21 октября 2008 года N 584 является письмо Управления Роснедвижимости по Смоленской области от 12 мая 2009 года N 0118/06/1121, свидетельствующее о выявлении неточностей в значении факторов, примененных исполнителем для расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ЗАО "Смоленскмебель-2", после исправления которых удельный показатель кадастровой стоимости названного участка составил 14560,18 руб. за кв.м. Суд правильно указал, что заявитель не лишен возможности обращения в Роснедвижимость с соответствующим заявлением.
Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Смоленского областного суда от 12 февраля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Смоленскмебель-2" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2010 г. N 36-Г10-7
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)